EN|FR|RU
Социальные сети:

Визит Серраджа в Москву: отклики с Ближнего Востока

Юрий Зинин, 07 марта 2017

34234123123Визит в Москву Ф. Серраджа, премьер-министра Правительства национального согласия (ПНС) Ливии, вновь привлек внимание к проблемам этой страны, погруженной в стихию двоевластия. Один его полюс — во главе с Серраджем в Триполи, другой — на востоке страны, в г. Тобруке. Каждый со своими правительствами, военными компонентами.

ПНС в соответствии с соглашением между противостоящими сторонами, заключенным в Марокко, должно было стать стержнем процесса перехода к единым общенациональным структурам управления.

Но, несмотря на поддержку ООН, США, ЕС и других стран, оно не получило одобрения парламента в Тобруке и не обрело устойчивости. Его власть не распространяется на восточную часть страны, которая находится под контролем генерала Хефтера — главнокомандующего армии Тобрука. Здесь находятся главные порты для вывоза нефти и месторождения «черного золота».

Страна продолжает страдать от вызовов: внутренних распрей, произвола джихадистов. В 2016 году число погибших от насилия, стычек между враждующими группами, согласно независимому источнику, превысило 1500 человек.

Паралич управления загнал население в прокрустово ложе проблем: повседневной нехватки продовольствия, очередей на бензоколонках, перебоев с подачей воды, электричества и т.д. Головная боль властей — дефицит наличности. Люди неделями не могут получить зарплат, банки ограничивают выдачу денег или переводов.

Пока усилия ООН, ЕС, соседних и других стран примирить оппонентов из двух лагерей, толкнуть на взаимные уступки, буксуют.

В феврале сего года представители обоих центров силы на совещании в Каире договорились о внесении поправок в Марокканское соглашение относительно порядка создания единого силового блока. Но встречу между главой ПНС Серраджем и генералам Хефтером, на которую надеялись посредники, не удалось провести.

Вскоре после этого глава ПНС заявил о возможном посредничестве Москвы в урегулировании внутреннего кризиса в Ливии. Многие комментаторы связывали это с контактами администрации Тобрука с Россией: визитами Х. Хефтера и главы парламента Огейли в 2016 году в Москву.

Ряд западных СМИ поспешил обвинять Москву в разного рода кознях. В частности, в замыслах сделать «мятежного» генерала своим инструментом, внедриться в Ливию с прицелом на размещение в стране своих баз.

После успеха в Сирии геополитические амбиции России заметно возросли, отмечал европейский ресурс Modern Diplomacy. Он приписывал Москве «заинтересованность» в том, чтобы нестабильность в Ливии оставалась «головной болью» для Европы.

Такие домыслы можно объяснить только беспамятностью ее авторов. Ведь никто не забыл, что 6 лет тому назад, в марте 2011 года, начались действия военной машины НАТО против Ливии, которые во многом привели к свержению ее лидера.

Затем соперничество клановых, региональных вооруженных групп раскрутило маховик разрушения вертикали власти. Контроль из единого центра над огромной страной был утрачен, и последствия этого налицо.

Нынешний курс РФ нужно рассматривать в контексте поддержания связей с широким кругом влиятельных крупных игроков на ливийском политическом Олимпе. Среди них и Хефтер, один из политических тяжеловесов, вовлеченных в ход событий.

Визит Ф. Серраджа не остался без откликов в ближневосточных СМИ. Вовлеченность России в ливийский кризис, по мнению ливийского эксперта Мунтасера Аль-Халасы, возможно, последует в русле того опыта, который она приобрела в сирийском досье. Ее роль не будет военной, как некоторые предполагают, а исключительно компромиссной для сглаживания непримиримых различий противостоящих сил.

Кроме того, такая тенденция укрепит обстановку в Ливии, что чувствительно для ее европейских соседей, ибо они опасаются развития ситуаций в худшую строну. Стабилизация в Ливии вписывается в русло их интересов.

Визит отражает две вещи, считает арабский портал «Аль-Васат». Это попытка Серраджа воспользоваться растущей ролью Москвы в преодолении преград на путях договоренностей, которые оказались не по плечу другим посредникам.

Второе — это готовность Москвы позитивно действовать в угоду сближения разных ливийских сторон путем использования особых отношений, сложившихся у нее, в частности с главой ливийского парламента и главнокомандующим армии страны.

Юрий Зинин, ведущий научный сотрудник МГИМО, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».