Констатация автором “политической турбулентности” в СВА базируется на таких фактах последнего времени, как: отсутствие ясности в азиатской политике США, обострение японо-китайских отношений (из-за территориальных споров и очередной актуализации темы “истории”), охлаждение отношений между КНР и Южной Кореей после принятия решения о размещении батарей системы ПРО THAAD на территории РК, испытания в КНДР ракетно-ядерного оружия.
Основной вопрос обсуждаемой статьи формулируется приблизительно так: нужно ли КНР ждать, когда ведущий мировой игрок (США) определится со своей азиатской политикой, или начинать действовать с привлечением Японии и РК?
В порядке комментария к выбору автором второго варианта ответа можно добавить, что, судя по последним сигналам Пекина (которые, в частности, были посланы в ходе недавней поездки в Вашингтон одним из высших руководителей КПК Ян Цзечи), Китай совсем не против того, чтобы США присоединились к решению многочисленных проблем в АТР в целом и в СВА в частности.
Обращает на себя внимание иллюстрация к обсуждаемому тексту в Global Times, на которой представлены два джентльмена и дама, символически изображающие КНР, Японию и РК. Каждая из фигур держит по транспаранту с одной буквой, вместе образующих аббревиатуру FTA (Free Trade Agreement). Картинка призвана наглядно показать, с чем автор статьи связывает надежды на формирование “порядка” в СВА.
Речь идёт о переходе от многолетних слов к делу в подготовке трёхстороннего Соглашения о свободной торговли с участием КНР, Японии и РК. Вообще говоря, мысль правильная и она уже обсуждалась в НВО: совместное занятие “чем-нибудь полезным” должно способствовать определённому уходу в тень проблем политического плана, включая “исторические”. Однако нельзя надеяться на их полное исчезновение с регионального игрового стола. Более того, политические проблемы и являются сегодня препятствием для заключения японо-китайско-южнокорейского Соглашения. Поэтому придётся начать хотя бы с понижения температуры напряжённости в СВА, что представляется невозможным без участия США, РФ и КНДР.
При этом Пхеньян продолжает играть роль регионального “анфан террибль”, что, однако, не должно быть поводом для контрпродуктивны
Таким образом, вновь вырисовывается та самая шестёрка стран, которая в прошлом десятилетии пыталась решить так называемую “Северокорейскую ракетно-ядерную проблему”.
Как представляется, в основе постигшей тогда “Шестёрку” неудачи находилась неверная постановка задачи. Ключевой является значительно более фундаментальная “Корейская проблема”, обусловленная “временным” разделением в 1945 г. единого народа по 38 параллели, закреплённого на последующие десятилетия итогами Корейской войны 1950-1953 годов. Решать надо эту исходную проблему и целью усилий “Шестёрки” должна стать “дорожная карта” постепенного (наверняка длительного) процесса воссоединения корейского народа в государстве, внутреннее устройство которого определят сами корейцы. Что же касается нейтрального, безъядерного статуса будущей Кореи (предусматривающ
Сегодня подобное решение “Корейской проблемы” кажется почти утопией с учётом умножающихся разногласий между ведущими региональными игроками, для которых Корейский полуостров представляет собой лишь одну из зон противостояния. Не менее остро выглядит ситуация в Южно-Китайском море. После долгого затишья вновь начинает оживать политический вулкан под поверхностью Тайваньского пролива.
Поэтому такой же утопией выглядит и перспектива реализации неких совместных экономических проектов в регионе, поражённого серьёзными политическими болячками. Особенно настораживают японо-китайские отношения, которые постепенно перемещаются в центр всех процессов в СВА и в АТР в целом.
Самым последним свидетельством неблагополучия дел в паре “Япония-Китай” стала коллизия в связи с опубликованием в феврале с. г. Национальным институтом оборонных исследований при японском Министерстве обороны исследования на тему динамики отношений между КНР и Тайванем.
Эволюция этих отношений изучается в ретроспективе, начиная с 1949 г., когда континентальный Китай превратился в КНР, а остатки разбитых гоминдановцев эвакуировались на Тайвань. Вплоть до начала 70-х годов гоминдановцы представляли остров в качестве “единственной, законной Китайской Республики”.
Работа нескольких японских авторов (“не выражающих точку зрения правительства и МО Японии, а также самого Института”, что особо подчёркивается во “Введении”) на тему развития во времени отношений КНР с Тайванем вполне заслуживает критического анализа, что называется, “по существу”. Однако она стала поводом для заявления негативного плана пресс-секретаря МИД КНР.
Насколько можно понять, китайский МИД не устроил сам факт проведения в Японии исследования крайне чувствительной для КНР проблемы (“которая носит исключительно внутренний характер”), а также представление в ней Пекина и Тайбэя в качестве “параллельных сторон”.
Впрочем, в последнее время в японо-китайских отношениях можно отметить и позитивные сигналы. Они порождены принципиально новой ситуацией, которая сейчас формируется в АТР после решения новой американской администрации выйти из Транстихоокеанск
В прессе как Китая, так и Японии появляются осторожные предположения о возможности реализации неких интеграционных проектов “без США”, но с участием второй и третьей мировых экономик. Однако нельзя исключить, что и США, поплутав по лабиринтам “двустороннего” формата выстраивания экономических отношений с внешним миром, вновь обратятся (в той или иной мере) к глобалистским идеям.
В любом случае, повторим, сколько-нибудь масштабное и долгосрочное совместное экономическое проектирование вряд ли возможно без искреннего желания всех стран, вовлечённых в дела СВА, вести игру в сфере политики таким образом, чтобы никто не стремился к выигрышу за счёт (крупного) проигрыша партнёра.
Кооперация в попытках решения “Корейской проблемы” могла бы стать отправной точкой формирования обстановки доверия и безопасности в СВА (а также в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море). Но, к сожалению, пока на Корейском полуострове продолжается и даже усиливается бряцание оружием.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихооке