Уже несколько лет государства АТР встревожены противостоянием между Китаем и рядом стран региона за Южно-Китайское море (ЮКМ). Оппоненты Китая входят в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и поэтому ищут поддержки всех остальных ее государств. Однако среди стран Ассоциации немало сторонников КНР, поэтому попытки превратить АСЕАН в площадку для решения вопроса по ЮКМ раз за разом терпят неудачу.
Спор вокруг ЮКМ нарушил единство АСЕАН, поделив ее на сторонников и противников политики КНР. Противостояние за ряд островов и значительную часть акватории идет между Китаем и такими странами, как Бруней, Вьетнам, Малайзия и Филиппины. Все эти страны имеют выход к ЮКМ. Также их поддерживает Сингапур, между которым и Малайзией находится Малаккский пролив, пройдя который, транспортные корабли следуют через ЮКМ. Таким образом, экономика всех этих стран зависит от свободного судоходства в ЮКМ, и претензии Китая их никак не устраивают. Противников КНР поддерживают США, имеющие две цели: политическую (сохранить влияние в регионе за счет дружбы с этими странами) и экономическую. Через ЮКМ и Малаккский пролив в год перевозится товаров более чем на $5 трлн., и если Китай установит там свой полный контроль, это грозит США большими потерями.
На стороне КНР в этом споре выступают страны АСЕАН, которые не имеют интересов в ЮКМ, однако имеют большие интересы, связанные с Китаем. Это Лаос, Камбоджа и Таиланд. Через свои дружественные страны КНР имеет значительное влияние в АСЕАН, хоть сама и не является ее членом. Из-за этого влияния АСЕАН уже длительное время не может определиться со своей позицией по ЮКМ.
Особенно ярко свою поддержку китайской политике проявляет Камбоджа. Именно из-за Камбоджи в 2012 г. на форуме глав МИД АСЕАН впервые не был принят итоговый документ, а причиной ее несогласия стало заключение по вопросу Китая и ЮКМ.
Следует отметить, что Камбоджа – не самый могущественный член АСЕАН с политической или экономической точки зрения. Однако она вполне справляется с тем, чтобы не дать АСЕАН принять совместную антикитайскую резолюцию. Дело в том, что все решения в АСЕАН принимаются консенсусом, поэтому несогласие одной страны отменяет решение всех остальных. Таким образом, у всех стран-участниц АСЕАН есть рычаг воздействия на политику всей Ассоциации.
Возможность заблокировать любое решение АСЕАН, противоречащее своим интересам, делает каждую страну Ассоциации привлекательной для различных сил, добивающихся влияния в Юго-Восточной Азии. Как и за другие страны, за Камбоджу идет соперничество между КНР и США. Положение Америки в регионе становится все более шатким, поэтому она понимает важность каждого нового партнера.
В конце января 2016 г. Камбоджу посетил госсекретарь США Джон Керри. Он встретился с премьер-министро
Тем не менее США не оставили попыток привлечь Камбоджу в число своих сторонников. Так, в мае 2016 г. Всемирный банк (главную долю в котором имеют США) возобновил финансирование новых камбоджийских проектов, связанных со здравоохранением
Следует напомнить, что Камбоджу связывают давние дружественные связи с КНР, которая является ее главным экономическим и политическим партнером. Китай оказывает значительную поддержку камбоджийскому правительству, а та в свою очередь отстаивает интересы Китая в АСЕАН. При этом сама Камбоджа никаких интересов, связанных с ЮКМ, не имеет.
24 июля 2016 г. главы МИД АСЕАН вновь встретились в столице Лаоса Вьентьяне. Незадолго до этого, 12 июля 2016 г., третейский суд в Гааге удовлетворил иск Филиппин, поданный в январе 2013 г. о признании недействительным
Упомянутая выше встреча представителей АСЕАН 24 июля стала очередным этапом этой дискуссии. Вопреки всем усилиям США, на этой встрече Камбоджа отстаивала точку зрения КНР, а ее главными оппонентами были Вьетнам и Филиппины, которые стремились добиться коллективного осуждения действий Китая всеми членами АСЕАН. Достичь этого Вьетнаму и Филиппинам не удалось. Камбоджа воспользовалась своим правом и не поддержала коллективную резолюцию, благодаря чему странам АСЕАН вновь не удалось достигнуть общей позиции в отношении Китая и ЮКМ.
После этого руководство КНР выразило Камбодже свою признательность.
Камбоджа – аграрная страна, большая часть ее населения занята в производстве риса, который является важной статьей дохода страны. Камбоджа входит в число главных мировых экспортеров риса вместе с Вьетнамом, Мьянмой и США. В конце лета 2016 г. мировые цены на рис резко поползли вниз, что стало тяжким ударом по камбоджийской экономике. В стране начались волнения. На выручку пришел Китай – в сентябре премьер-министр КНР Ли Кэцян заявил, что его страна удвоит импорт камбоджийского риса, начиная с 2017 г. По мнению руководства Камбоджи, это остановит падение цен на рис и выправит ситуацию. Несомненно, такая поддержка значит для страны гораздо больше, чем кредиты Всемирного банка.
В октябре 2016 г. официальный визит в Камбоджу совершил лидер КНР Си Цзиньпин. В результате этого визита между странами было подписано 31 соглашение, в том числе о кредитах приблизительно на $237 млн. Неделей позднее между Китаем и Камбоджей был подписан ряд новых соглашений о сотрудничестве в военно-техническ
На примере Камбоджи мы видим, что крепкие экономические и политические связи с некоторыми членами АСЕАН дают Китаю большое влияние на политические решения всей этой организации. При этом Камбоджа – не единственная страна АСЕАН, с которой у КНР есть такие связи. В последние годы Поднебесная значительно укрепила свои отношения с Мьянмой и Таиландом. Попытки США перетянуть эти страны на сторону антикитайского блока скорее всего окажутся безуспешны. Экономика этих стран уже слишком сильно зависит от КНР. Кроме того, у Китая есть такое преимущество, как территориальная близость. Если учитывать, что политика АСЕАН зависит от голоса каждой из стран, становится ясно, что использовать эту организацию против Китая уже практически невозможно.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».