EN|FR|RU
Социальные сети:

МТК «Север-Юг» позволит России укрепить свои позиции на Востоке

Дмитрий Бокарев, 30 декабря 2016

234213123Развитие международных транспортных маршрутов способствует развитию торговли и политическому сближению между странами. Россия давно стремится к укреплению отношений с государствами Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. На территории РФ пересекаются пути между богатейшими государствами Евразии, а сама Россия обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог. Используя эти преимущества РФ может стать крупнейшим центром международной торговли.

Один из проектов, созданных с этой целью, – международный транспортный коридор (МТК) «Север-Юг». Идея маршрута, соединяющего побережье Индийского океана и Северную Европу через Россию и Иран, довольно стара. Договор о транспортировке грузов таким путем был подписан российскими, индийскими и иранскими перевозчиками еще в 1999 г. Непосредственно МТК «Север-Юг» был учрежден в 2000 г. и официально открыт в 2002 г. Коридор состоит из нескольких ветвей, две из которых идут из России в Иран полностью по суше (Восточная – через Азербайджан, Западная – через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан), еще одна – через Каспийское море (Транскаспийская). Основой российского участка МТК стали железнодорожные пути, идущие от порта Астрахань на Каспийском море через Москву и Санкт-Петербург до станции Бусловская на российско-финляндской границе. Там маршрут соединяется с сетью железных и автомобильных дорог, пронизывающей всю Европу.

Ожидалось, что этот МТК станет одним из самых популярных в Евразии из-за нескольких значительных преимуществ. «Север-Юг» выигрывает по сравнению с другими путями, соединяющими Индию с Европой, во-первых, за счет того, что он значительно короче, во-вторых, за счет того, что он в основном пролегает по суше, а не по морю, что значительно снижает затраты.

Однако, несмотря на все выгодные свойства коридора, страны Европы к нему не присоединились, продолжив транспортное сообщение с Индией по вдвое дольшему морскому пути через Средиземное море. Из-за этого Индия также перестала пользоваться МТК для перевозок своих грузов в Европу, и «Север-Юг» остался в пределах России и Ирана.

Тем не менее маршрут функционирует и по-прежнему имеет большое значение, объединяя Россию помимо Ирана со множеством других региональных государств: Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Оманом, Сирией и др.

В августе 2014 г. Иран, Оман, Катар, Туркменистан и Узбекистан подписали меморандум о взаимопонимании в вопросах создания международного транспортного транзитного коридора между Центральной Азией, Персидским заливом и Оманским заливом. Этот новый маршрут хорошо вписался в уже существующий МТК «Север-Юг», слившись с ним в единую систему.

Объем перевозок растет, превысив в 2015 г. отметку 25 млн тонн. Таким образом, хотя в начале 2000-х «Север-Юг» и не стал главным маршрутом между Индийским океаном и Европой, со своей задачей по объединению РФ и ее азиатских партнеров он справляется. Россия, Азербайджан и Иран ведут обширные работы по развитию своей железнодорожной инфраструктуры в соответствии с современными требованиями и ее интеграции с инфраструктурой других стран. Кроме того, ведется работа с законодательной базой, чтобы снизить время таможенных процедур.

В последние годы у МТК «Север-Юг» появились новые перспективы, связанные с событиями в АТР и на Ближнем Востоке. Военные конфликты и рост террористической угрозы в арабских странах делают транспортировку грузов через Суэцкий канал все более рискованной, заставляя разные государства задуматься о поисках других маршрутов. При этом снятие международных санкций с Ирана, произошедшее в начале 2016 г., способствовало значительному подъему иранской экономики и росту его международной торговли. Это также способствует усилению нагрузки на МТК «Север-Юг». Индия тоже не забывает о коридоре. Рост индийской экономики, увеличение экспорта и развитие торговых отношений с Европой вынуждают ее рассматривать все возможные пути доставки товаров. Кроме того, сложная обстановка в АТР и сотрудничество Китая и Пакистана (основных соперников Индии) в военно-морской сфере может однажды заставить Индию направить основной поток своего экспорта по наземному пути.

8 августа 2016 г. президент России Владимир Путин встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и президентом Ирана Хасаном Рухани. Одной из главных тем, обсуждавшихся в ходе встречи, стал новый проект МТК «Север-ЮГ». Наши страны по-прежнему хотят наладить грузоперевозки от Индийского океана до Скандинавии, устранив таможенные и технические сложности, помешавшие этому плану в начале 2000-х. Обновленный МТК будет представлять собой единую высокотехнологичную систему, объединяющую железнодорожные, автомобильные и морские пути. Она соединит по воде и по суше индийский Мумбаи, иранский Бандер-Аббас, Баку, Астрахань, Москву, Санкт-Петербург и затем продолжится в Европу. Железнодорожные пути России, Азербайджана и Ирана будут соединены в единую систему. По словам В. Путина, проект должен создать оптимальные возможности для перемещения транзитных грузов из Индии, Ирана и стран персидского залива на территорию Азербайджана, России и затем в Северную и Западную Европу.

В декабре 2016 г. на тему МТК «Север-ЮГ» сделал заявление иранский посол в РФ Мехди Санаи. По его словам, проект транспортного коридора между Индией и Россией близок к реализации, как никогда раньше. Также он добавил, что в нынешней международной и региональной ситуации завершить работу над МТК следует как можно скорее. В этом заинтересованы все страны, связанные с проектом. Кроме того, Мехди Санаи сообщил, что Иран и Азербайджан предпринимают большие усилия для активизации МТК, но при этом нуждаются в инвестициях и других видах помощи со стороны своих партнеров. Иранский посол выразил признательность индийским и азербайджанским коллегам за их вклад в проект, а также Министерству транспорта РФ.

Проект МТК «Север-Юг» сулит массу возможностей. Как минимум он приведет к многократному росту товарооборота между Россией и такими богатыми странами, как Иран и Индия. Если же взглянуть шире, МТК способен объединить Россию, Ближний Восток и Центральную Азию в единый экономический блок, наподобие Евразийского экономического союза или Транстихоокеанского партнерства. Более того, единая инфраструктура создаст между странами гораздо более прочные связи, чем территориальная близость. Нечто подобное сейчас осуществляет Китай с помощью своего инфраструктурного проекта «Новый Шелковый путь». Таким образом, проект «Север-Юг» может значительно увеличить как экономическое, так и политическое влияние РФ во всей Азии.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».