EN|FR|RU
Социальные сети:

Война за историю в РК: публикация проекта «единого учебника истории»

Константин Асмолов, 29 декабря 2016

345234234234В предыдущих материалах о «войне за историю в Южной Корее» мы уже освещали бурные дискуссии вокруг попыток создать унифицированный учебник отечественной истории для школ средней и высшей ступеней, составленный «с целью формирования у учеников правильных, сбалансированных взглядов на историю и государство», так как «в ряде действующих учебников содержатся утверждения либерального, а иногда даже просеверокорейского толка».

Слухов было много, и автор отложил эту тему до публикации первых текстов, по которым можно будет судить о направленности учебника не на основе предположений. И вот, 28 ноября 2016 г. министерство образования Республики Корея опубликовало электронную версию учебника, закрытое обсуждение которого планируется провести до 23 декабря. Теоретически комментарий к новой версии может оставить любой желающий, прошедший авторизацию, после чего в конце января следующего года наконец появится окончательная версия.

Вопреки представлениям оппозиции о том, что главным мотивом учебника будет апологетика Пак Чон Хи или отбеливание периода японского господства через позитивное раскрытие проблемы колониальной модернизации, наиболее спорным моментом оказался пассаж о том, что 15-е августа 1948 года является датой создания РК, а не правительства РК, как прежде. Таким образом подчеркнута позиция консерваторов о непризнании Временного правительства, действовавшего в Шанхае задолго до освобождения Кореи от японского протектората, и об этом эпизоде корейской истории стоит рассказать подробнее, так как вопрос о том, чьим «проектом» является Республика Корея, очень серьезно волнует южнокорейское общественное мнение.

В 1919 году на волне общенародного движения за независимость страны в Шанхае было создано так называемое «Временное правительство Республики Корея» (ВП РК), которое благополучно просуществовало до 1945 года и, хотя его связь с национально-освободительным движением внутри Кореи была мала, заслуги данной организации не подлежат сомнению. Современное название РК (кор. Тэхан мингук) копирует именно употребленный там термин.

Первым руководителем ВП РК был Ли Сын Ман, который пытался превратить его в точку приложения своих личных амбиций, после чего был оттуда изгнан, и руководство ВП перешло к Ким Гу, который был националистом, выступавшим как против коммунизма, так и против капитализма.

К сожалению, армия ВП РК не успела официально вступить в войну с Японией, оказавшись в нише «Войска Польского», и эмигрантское правительство не получило возможности оказывать серьезное политическое влияние на Корею после освобождения. К тому же, одиозность Ли Сын Мана стала поводом для предубеждения со стороны Москвы, а деятельность Ли Сын Мана в США сформировала похожее предубеждение со стороны Америки. В результате руководство ВП РК было вынуждено вернуться в страну на правах частных лиц и постоянно сталкивалось с противодействием со стороны Ли Сын Мана и американской администрации.

Когда на фоне «холодной войны» Ли Сын Ман предложил провести на Юге Корейского полуострова сепаратные выборы, Ким Гу был категорически против этого, вследствие чего он и его сторонники не приняли участие в избирательном процессе и практически не были представлены в законодательной и исполнительной власти нового государства. Более того, в 1949 году Ким Гу стал жертвой политического убийства, осуществленного по приказу окружения Ли Сын Мана.

Таким образом, с одной стороны, получается, что Республика Корея, которая была провозглашена в 1948 году, сходна с Республикой Корея, провозглашенной в Шанхае, только названием. Совсем иная (менее либеральная) система власти, совсем иные люди на руководящих постах, совсем иной политический курс (Ким Гу был принципиальным противником внешнего вмешательства в корейские дела). С другой стороны, отсчет истории РК от 1948 года вычеркивает славную историю борьбы корейского народа за свою национальную независимость, к которой Ли Сын Ман имел весьма косвенное отношение. Для южнокорейских левых это означает, что в истории РК ключевым моментом истории является не столько борьба корейского народа за свободу и демократию, находящая отражение в свержении Ли Сын Мана в 1960 году или восстание в Кванчжу в 1980 году, а дорога от одного диктатора к другому: Ли Сын Ман – Пак Чон Хи – далее везде…

Впрочем, и для сторонников Пак Чон Хи такое отбеливание Ли Сын Мана абсолютно невыгодно. Образ Пак Чон Хи как архитектора «экономического чуда» во многом строится на противопоставлении Кореи, которую построил он, тому хаосу и разрухе, которая царила в Республике Корея в правление Ли. Теоретические работы Пака (которые, кстати, в современной РК изъяты из открытого доступа) содержали очень много оправданных критических выпадов в адрес Ли Сын Мана, и попытка представить его правление как время «динамичного развития демократии и рыночной свободы» скорее снижает заслуги Пака, который не создал «чудо» с нуля, а всего лишь расширил и углубил заложенное Ли. И неслучайно разговоры о необходимости переписать историю только продолжились при Пак Кын Хе, а начались при Ли Мен Баке, когда поклонников первого президента РК во власти был больше.

Второй большой объем исправлений касается ужесточения позиции в отношении Севера: формулировка «создание Корейской народно-демократической республики» изменено на «создание северокорейского режима» (читай, непризнание КНДР как государства). При описании событий Корейской войны содержится более четкая формулировка о незаконном вторжении Севера на территорию Юга, четко написано, что южнокорейский корвет «Чхонан» был потоплен Севером, а «военные провокации, нарушения прав человека, разработка ядерного оружия и иные нерешенные вопросы по КНДР» освещаются в отдельном разделе.

Что же до Пака, то материал об экономическом скачке Республики Корея изложен подробнее и «положительнее» (убрана информация о тяжелом положении рабочего класса и цене модернизации). Вырос и объем данных о суверенитете РК над островами Токто.

Немудрено, что учебник сразу вызвал возражения. Даже консервативная «Чосон Ильбо» была вынуждена отметить, что 17 руководителей департаментов образования городов и провинций страны обратились к правительству с просьбой приостановить проект, заявив, что министерство образования идет против воли народа. Результаты опроса, проведенного агентством Gallup Korea в период с 29 ноября по 1 декабря, также показали, что 67% южнокорейских граждан выступают против него. За учебник высказались лишь 17%, 15% воздержались, хотя среди сторонников Сэнури проект поддержали 51%, а против высказались лишь 18%.

Сыграла тема учебника и в импичменте Пак Кын Хе, так как на фоне попыток взвалить на Чхве Сун Силь ответственность за любые промахи режима «стали продвигаться мнения о причастности подруги президента и к этому вопросу»

Как бы то ни было, хотя минобр РК продолжает работу над тем, чтобы с марта следующего года школьники могли изучать историю по единому учебнику, недовольство общественности, похоже, не собирается утихать, и до конца декабря ему придется принять окончательное решение. Пока министр образования Ли Чжун Сик заявил, что дата будет скорее всего перенесена на март 2018 года, но эксперты не исключают, что после окончательной отставки Пак (тем более прихода к власти не консерваторов) проект может быть прекращен.

Именно поэтому мы будем информировать нашу аудиторию, благо тематика «войны за историческое прошлое» касается, увы, не только Кореи, но также и иных стран и регионов.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».