В своих предвыборных выступлениях Д.Трамп обошел вниманием страны АСЕАН. Игнорирование им динамично развивающегося региона, где проживает 625 млн человек, обладающего совокупным ВВП в 2,4 трлн долл. (седьмая экономика в мире) и играющего заметную роль в АТР, резко контрастирует с политикой, проводимой Б.Обамой по укреплению здесь позиций и влияния США. Однако судить о возможных экономических и геополитических последствиях для региона в контексте избрания нового президента США возможно сейчас только косвенно – по его предвыборным заявлениям. Оценивая их с точки зрения интересов своей национальной безопасности, страны АСЕАН, надеясь на лучшее во взаимоотношениях с США, признают наличие рисков в обозначенных новых приоритетах этой супердержавы.
Экономические риски исходят из заявлений Д.Трампа относительно усиления торгового протекционизма и отказа США от участия в ТТП, что может негативно отразиться на экономическом развитии стран АСЕАН, зависящих (правда, в разной степени) от торговли с США (249 млрд долл.) и притока иностранных инвестиций. Уже сейчас просчитыв
Не исключается вероятность сокращения притока прямых иностранных инвестиций в страны ЮВА, куда США вложили 200 млрд долл. Судя по докладу Credit Suisse, многие бизнесмены могут взять паузу в реализации своих инвестиционных проектов, пока не прояснится политика США. Для Сингапура, который при сжатом внутреннем рынке зависит в своем развитии от притока иностранных инвестиций, прежде всего из США (их объем превосходит суммарный показатель Австралии, Китая и Японии в 11,5 млрд. долл. в 2015 г.), изменения во внешнеэкономичес
В этот перечень стран попал и Вьетнам, который так же как Сингапур, Малайзия и Бруней крайне разочарован планами Д.Трампа не присоединяться к соглашению ТТП, которое они оценивают как новую возможность для укрепления своих позиций на мировых рынках и как условие привлечения новых инвестиций. Поэтому для них это решение США может оказаться крайне непродуктивным для обеспечения их экономических интересов, вынуждая их искать альтернативные варианты. Но их не так уж много. Во-первых, расширять торговые отношения с Евросоюзом, Японией, Индией и, конечно, с Китаем. И во-вторых, укреплять внутрирегиональн
Стратегические риски связаны с намерением Д.Трампа сократить военно-политичес
Соответственно, ухудшаются и переговорные позиции стран ЮВА по Южно-Китайскому морю. А это может привести к двум возможным последствиям в развитии геополитической ситуации в регионе – или более тесное взаимодействие стран ЮВА в рамках АСЕАН с выработкой общей позиции по территориальным спорам в Южно-Китайском море, или поиски компромисса с Китаем, что уже демонстрирует президент Филиппин. Не исключается и третий вариант, когда страны ЮВА, лишенные военно-политичес
Захотят ли страны ЮВА самостоятельно вносить изменения в свои двухсторонние отношения с США в случае выполнения взятых Д.Трампом предвыборных обещаний? По всей вероятности, нет. И это несмотря на прозвучавшие в некоторых странах региона критические замечания в адрес нового президента. Как заявило руководство Малайзии, «мы будем расширять сотрудничество и с новой администрацией с тем, чтобы обеспечить непре
Соизмерять экономические выгоды с политическими потерями вынуждено будет и руководство Индонезии, пытающееся сегодня ослабить антитрамповские настроения в стране, подверженной угрозе исламизации.
Что касается Таиланда, то охлаждение отношений с США, наметившееся после военного переворота в 2014 году, не коснулось их торгово-экономич
Пожалуй, наиболее восторженно на победу Д.Трампа отреагировали Филиппины, которые так же как и Таиланд являются стратегическим партнером США. Объяснение этому лежит на поверхности – неприятие Р.Дутерте критики США в адрес проводимой им политики по тотальной борьбе с наркотиками. И как следствие этого личная неприязнь Р.Дутерте к Б.Обаме переросла в антиамериканизм. Он проявляется не только в риторике выступлений главы Филиппин, но и в намерении осложнить визовый режим для американцев и, самое главное, сократить военное присутствие США на Филиппинах и ограничить двухсторонние военные контакты.
Правда, антиамериканизм не затронул сферу двухсторонних торгово-экономич
Сегодня можно делать лишь самые общие предположения относительно тенденций развития отношений между США и странами Юго-Восточной Азии. Ясность будет внесена позднее, когда Д.Трамп придаст своим заявлениям конкретное содержание во внутренней и внешней политике США. Но в любом случае в ближайшее время больших перемен ожидать не стоит.
Наталия Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».