EN|FR|RU
Социальные сети:

К новой санкционной резолюции ООН по КНДР

Константин Асмолов, 11 декабря

3423232323130 ноября 2016 г., через 82 дня после проведения Пхеньяном пятого ядерного испытания Совет Безопасности ООН ужесточил санкции в отношении КНДР, единогласно приняв подготовленную США новую резолюцию под номером 2321. Новый пакет ограничений включает в себя следующее:

  • Экспорт северокорейского угля допускается в пределах 38% от объёма 2015 года. В абсолютных цифрах — до 7,5 миллионов тонн в год.

  • Всем странам-членам ООН предписывается запретить ввоз из КНДР никеля, меди, серебра и цинка.

  • Отдельно запрещен экспорт бронзовых памятников. Видимо, потому что кто-то из аналитиков Конгресса США объявил подобный экспорт церемониальных скульптур чуть ли не главным источником зарабатывания валюты после того, как прекратил существование Кэсонский комплекс.

  • Резолюция обязывает все государства-члены ООН приостановить научное и технологическое сотрудничество с лицами или компаниями, которые официально спонсируются или представляют КНДР, за исключением медицинских обменов. «В целях пресечения развития и ресурсного обеспечения запрещенных программ» ограничения касаются не только военно-технической, но и торгово-экономической, финансовой, транспортной и образовательной сфер.

  • Кроме того, каждое дипломатическое представительство, консульское учреждение КНДР и их сотрудники могут иметь только по одному счету в банках стран пребывания. Кроме того, в резолюции содержится призыв о сокращении численности персонала дипмиссий и консульств Северной Кореи за рубежом.

  • Резолюция сопровождается списком отдельных лиц и организаций, в отношении которых будут действовать запреты на поездки и заморозка активов, а также наименований материалов, оборудования и технологий, запрещенных к поставкам на Север.

  • При этом, однако, «важно не допускать вольных интерпретаций этих мер, чтобы это не приводило к ухудшению гуманитарной ситуации и жизни населения страны, не подрывало не имеющие отношения к запрещенным программам отрасли экономики КНДР».

Ожидается, что из-за этой резолюции в следующем году доходы Севера от экспорта сократятся на 27% или на 800 млн долларов, однако в дополнение к «общемировым» санкциям США и их союзники ввели обширный пакет односторонних.

Министерство финансов США включило в санкционный список еще 7 лиц и 16 компаний, связанных с КНДР. Согласно опубликованным на сайте ведомства данным, под санкции также попали 16 самолетов северокорейской авиакомпании Air Koryo.

Южная Корея также ужесточила санкции, впервые включив в свой «черный» список китайскую компанию Dandong Hongxiang Industrial Development и четырех ее представителей за то, что они способствовали экспорту угля из КНДР. Эта компания также подозревается в том, что она поставляла в КНДР оксид алюминия, который применяется при создании атомной бомбы. Согласно опубликованному документу, «Хунсян груп» запрещается иметь какие-либо финансовые и валютные сделки с РК и ее гражданами, а капиталы компании в РК замораживаются. В целом представленные санкции позволяют сделать вывод, что РК может разорвать отношения с предприятием любой страны в случае причастности к ядерным или ракетным разработкам Пхеньяна.

Но репрессии против китайской компании – отнюдь не главный элемент новых санкций. В черный список были добавлены 35 организаций и 36 человек, которые играют ключевую роль в разработке Севером оружия массового уничтожения, а также в обеспечении КНДР финансовыми ресурсами, в том числе начальник Главного политуправления Корейской народной армии Хван Бён Со, заместитель председателя Госсовета СК Чхве Рён Хэ, заместитель отдела по вопросам политики Ким Вон Хон и другие. Из числа организаций в черный список РК попали Трудовая партия Кореи, Госсовет КНДР, Центральный военный комитет ТПК, министерство народных вооруженных сил и другие ключевые госструктуры, которые имеют отношение к разработке оружия массового поражения и идейной пропаганде. Под санкции также попали некоторые заводы, которые подозреваются в изготовлении оружия массового поражения и военных материалов, а равно студия «Мансудэ», зарабатывающая иностранную валюту на продаже пресловутых «бронзовых памятников».

Кроме того, впервые в список объектов санкций вошли физические лица и организации, руководящие экспортом северокорейского угля и отправкой на заработки за рубеж рабочих – их количество выросло с 34 до 69, а физических лиц с 43 до 79.

Помимо этого был ужесточен контроль за межкорейским товарооборотом: в частности, вводится наказание в случае импорта одежды, произведенной в КНДР, но ввозимой под видом китайской. Это сделано для перекрытия дохода Севера от производства одежды по заказу иностранных компаний.

Наконец, ужесточены меры давления в сфере судоходства. Так, срок закрытия доступа к южнокорейским портам для иностранных судов, прошедших через морскую территорию Севера, был продлен с прежних 180 дней до года.

Приняло новые санкции против КНДР и правительство Японии. Новый пакет включает расширение запрета на повторный въезд в Японию руководства Ассоциации северных корейцев в Японии, а также иностранных ядерщиков и специалистов в области ракетной техники, если они посетили Северную Корею; запрет на вход в японские порты всех без исключения судов, в том числе японских, если они заходили в северокорейские порты, даже с гуманитарными целями. Кроме того, Япония запретила экспорт в КНДР новых самолетов и вертолетов.

По данным телеканала NHK, японские власти намерены запретить въезд в страну лицам, имеющим отношение к КНДР, а также замораживать имущество компаний и организаций, работающих с Севером.

КНДР отреагировала ожидаемо: как отмечается в опубликованном в четверг заявлении представителя МИД, решение о введении таких ограничительных мер свидетельствует «о превышении полномочий и нарушении суверенитета КНДР Совбезом, который действовал по инструкциям Соединенных Штатов», и в ответ на введение санкций «Пхеньян примет самые решительные ответные меры в интересах самообороны».

Китай также не одобрил односторонние санкции. Как заявил на брифинге официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан, «Китай всегда выступал и выступает против любых односторонних санкций вне рамок Совета Безопасности ООН, выступает против введения односторонних санкций в отношении другого государства, против того, чтобы какие-либо односторонние санкции ущемляли законные интересы Китая».

Как можно охарактеризовать данный шаг Совбеза и его возможные последствия?

  1. Не принять резолюцию было нельзя – со стороны ООН это выглядело бы слишком серьезной потерей лица, тем более что формально текущий миропорядок, когда ядерное оружие разрешено не любому, выгоден пятерке постоянных членов СБ ООН больше, чем когда ядерных стран несколько десятков, и среди них, например, могут оказаться две Кореи, Япония и Тайвань.

  2. Также понятно, что новая резолюция должна хотя бы насколько-то «поднять градус» и ужесточить санкции. Здесь, однако, начинаются проблемы: Соединенные Штаты предлагали де-факто полную экономическую блокаду, а Россия и Китай, воспринимающие американские санкции как способ сменить режим, выступают против. При этом, похоже, что продавить Китай на американский вариант не удалось.

  3. Да, много неприятных ограничений, — автор, в частности, недоумевает, касается ли запрет на научно-техническое сотрудничество ученых гуманитарной направленности. Однако ограничения на экспорт северокорейской рабочей силы не введены. Сохраняются и такие совместные проекты, как российско-северокорейский «Рачжин-Хасан».

  4. Что же до экспорта угля, то очень интересен вопрос, как считать «эти самые 60%». Если до конца года Север демонстративно увеличит экспорт угля и 60% будут считать от этой суммы, то реальное ограничение этого экспорта будет существенно меньшим. Плюс никуда не денутся фирмы-однодневки и прочие инструменты избегания санкций.

  5. Именно этим, по мнению автора, объясняется то, что США, РК и Япония немедленно объявили односторонние дополнительные санкции против Севера, плюс снова пытаются (на взгляд автора довольно грубо) давить на Китай, поскольку всерьез ударить по экономическому развитию КНДР действительно можно только с его активным участием.

  6. Однако не очень понятно, насколько Китай примет подобное давление. Похоже, что тренд на противостояние США и КНР будет только увеличиваться и вероятность того, что Китай пойдет на сотрудничество в северокорейском вопросе ради защиты чего-то более важного снижается, особенно после проблемы THAAD.

  7. Что сделают северокорейцы в ответ – вопрос, но формально они тоже должны показать зубы. Предполагаю, однако, не столько ядерное испытание, сколько ракетный запуск, поскольку программа создания ядерного оружия официально завершена.

  8. Что же касается эффекта от грядущих санкций, то его надо оценивать минимум через полгода. А пока можно вспомнить и то, что удалось сделать КНДР на фоне предыдущих санкций, и то, как два года назад, после введения санкций против РФ на фоне крымского кризиса некоторые эксперты предполагали, что к нынешнему времени Кремль ждет экономический крах и пик протестного движения. Ни того, ни другого не произошло.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».