EN|FR|RU
Социальные сети:

Трагедия парома «Севоль»: было ли преступное бездействие власти?

Константин Асмолов, 04 декабря

600ko3На фоне правительственного кризиса в РК в обществе снова всплыла тема трагедии парома «Севоль», которая сегодня подается как «наши дети умирали в холодной воде, а президент не только была неизвестно где, но и не наказала виновников трагедии». Так как с тех пор прошло немало времени, нам стоит напомнить аудитории то, что сделала и чего не сделала власть для того, чтобы установить причину трагедии и наказать ее виновников.

Непосредственно о трагедии мы писали в разгар событий, и поэтому просто напомним, что массовая гибель детей 16 апреля 2014 г. случилась по комплексу причин. Паром вышел в плавание с грубейшими нарушениями требований техники безопасности (перегрузка, пониженная остойчивость, незакрепленный багаж, проблемы в рулевом управлении и т.п.), а команда, отвечавшая за безопасность судна, состояла из адептов специфической протестантской конгрегации, именуемой «сектой спасения», отчего покинула судно в первых рядах, приказав пассажирам сидеть и ждать. Сама помощь подоспела достаточно быстро, но спасательные работы были организованы по принципу «у семи нянек дитя без глазу», и в итоге из 476 пассажиров спасли лишь 172.

В стране конфуцианской ментальности такие бедствия всегда воспринимаются как знак того, что высшие силы недовольны курсом властей, и тема ответственности президента прозвучала сразу. Рейтинг Пак Кын Хе упал с 71 до 40%, и она несколько раз публично извинялась. Кроме того, южнокорейская диаспора в США уже 11 мая 2014 г. поместила в газете New York Times статью с критикой правительства в вопросе спасения пассажиров: неэффективность ответственных ведомств указывает на недостаточную компетентность Пак Кын Хе как главы государства.

Негодование вызвала и политика ведущих СМИ, которые заняли позицию: больше хороших новостей, меньше сенсационных разоблачений. К тому же местное информагентство поторопилось дать в эфир бравурную новость о том, что всех спасли.

Кроме того, трагедия быстро породила целый ряд совершенно фантасмагорических слухов — что на самом деле паром столкнулся с американской подводной лодкой; что паром перевозил засекреченное оборудование для американской военной базы, и поэтому сначала пытались спасать его, а потом детей. Хотя в итоге они так и не были подтверждены, страсти довольно сильно разогрели общественное мнение.

Наиболее громкой была кампания, связанная с требованием отставки президента телерадиокомпании KBS Киль Хван Ёна, который якобы по поручению администрации президента освещал события с выгодной для правительства стороны. Это обернулось многодневной забастовкой сотрудников и в результате Киль Хван Ёна сняли. Под огонь критики попали глава разведки и Офиса национальной безопасности, который сказал, что его ведомство «ликвидацией последствий бедствий и катастроф не занимается».

Теперь поговорим о том, какие меры были приняты. 2 июня 2014 г. начала работу специальная комиссия по проведению парламентского расследования причин трагедии, а 11 июля она уже приступила к общим слушаниям, уделив основное внимание неэффективным и неслаженным мерам ведомств во время трагедии и в ходе последовавшей поисково-спасательной операции.

Уже через месяц после происшествия совместная следственная группа прокуратуры и полиции предъявила обвинения 15 членам экипажа. То, что жертвам не удалось спастись из-за того, что экипаж приказал им оставаться на местах, было расценено как преступная халатность и «убийство путём бездействия». Это важно, поскольку ранее в делах подобного рода обвинения в убийстве никогда не предъявлялись. Возможно, дело в реплике Пак Кын Хе, — «поведение капитана и некоторых членов экипажа непостижимо с точки зрения здравого смысла и похоже на акт убийства, которое невозможно допустить». В результате капитан парома получил более 30 лет тюрьмы.

Фигурантами дела стали также четыре представителя учреждения, отвечающего за проверку спасательного оборудования, два сотрудника компании, отвечающей за погрузочно-разгрузочные работы, два оператора движения судов, двое сотрудников морской полиции, двое сотрудников администрации порта, а также один инспектор Корейского регистра судоходства.

На главного виновника трагедии следствие вышло быстро, но руководитель судоходной компании и одновременно глава секты бросился в бега. Пак Кын Хе четыре раза отдавала указание его поймать, но 12 июля 2014 г. его тело было обнаружено, а причиной смерти назвали самоубийство. Был ли это действительно суицид, или ему помогли, можно только предполагать, но общество осталось без главного козла отпущения, а все ниточки, которые могли привести через него к иным людям, включая, возможно, покрывавших секту госчиновников, оказались оборваны. Иные руководители компании, однако, получили тюремные сроки.

Выявлены и наказаны были и те, кто распространял ложные слухи про «Севоль», в том числе притворяясь пассажирами затонувшего парома. Большинство — подростки в возрасте от 10 до 19 лет.

Досталось и спасателям, действия которых были признаны непрофессиональными и неадекватными. Капитану спасательного судна были предъявлены обвинения в убийстве по неосторожности, плюс выяснились многочисленные факты коррупции и халатности на более высоком уровне. Замешанными в коррупции были признаны 399 человек, из них 154 арестованы. Однако в отличие от ситуации с командой парома, у следствия не оказалось достаточно улик, чтобы кто-то получил серьезный срок аналогичный капитанскому.

Помимо ритуальной отставки премьер-министра, снято с постов еще некоторое количество чиновников и сделан целый ряд административных оргвыводов. Так, была расформирована служба береговой охраны, которая ранее занималась всем, что связано с морем: пограничной службой, полицейскими функциями, спасением на водах, борьбой с браконьерами и др. Часть ее функций передали другим ведомствам, чтобы избежать дублирования полномочий, часть — специально созданному Государственному агентству по гражданской безопасности (так в РК наконец появился свой МЧС).

16 сентября 2014 г. в РК впервые подготовили свод правил по освещению СМИ событий в случае возникновения стихийных бедствий, охватывающий этику сбора данных, отказ от чрезмерной конкуренции среди СМИ, проверку материалов, ограничение подробностей с чрезмерно откровенным содержанием.

Однако вопрос о трагедии сразу же оказался политизирован, потому что оппозиция не преминула воспользоваться этим как поводом для попыток возложить ответственность на власти в целом. Опираясь на слухи и действуя в парадигме «власти скрывают страшное», она стала требовать специального закона, который позволил бы создать специальную следственную группу с особыми полномочиями наподобие той, что будет сейчас расследовать дело Чхве Сун Силь.

Правящая партия же сочла, что это «может пошатнуть принцип независимости трех ветвей власти и систему правосудия в целом», благо было понятно, что от поиска конкретных виновников оппозиция быстро перейдет к популистским заявлениям типа: «Всю систему надо менять». Не понравилась и идея включить в число следователей родственников тех, кто пострадал: эти люди в любом случае не являются непредвзятыми. В итоге четыре месяца Южная Корея фактически существовала без парламента — депутаты не приняли ни одного законопроекта, сосредоточившись исключительно на критике друг друга.

Оттого специальный закон так и не приняли, и в сочетании с тем, что, несмотря на обещания, паром отказались поднимать (собирались, но в итоге сочли операцию слишком сложной и опасной), это тоже подогрело слухи о том, что «власти скрывают». Как заявил один из родственников погибших: «Мы сможем поверить в правдивость слов правительства и президента только тогда, когда от слов они перейдут к делу и начнут реальные действия».

На этом фоне и возник устойчивый слух о том, что Пак Кын Хе проигнорировала новость о трагедии и вообще семь часов находилась неведомо где. Масла в огонь подлил корреспондент японской консервативной газеты «Санкэй Симбун» Тацуя Като, который в своей статье от 3 августа 2014 г. намекнул, что во время трагедии Пак Кын Хе находилась на свидании со своим помощником. Расследование длилось два месяца и закончилось вынесением официальных обвинений, согласно которым журналисту грозило до семи лет заключения в тюрьме, лишение права заниматься журналистской деятельностью сроком на 10 лет либо штраф на сумму до 50 миллионов вон. Однако медиа-скандал привлек внимание как японского правительства, так и Государственного департамента США и в декабре 2015 г. Сеульский окружной суд снял все обвинения по делу Тацуя Като, сказав, что, хотя статья и содержала ложную информацию, свобода прессы должна быть защищена.

Но даже если верить хронологии, которой оперирует оппозиция, выходит, что данные о катастрофе были доложены президенту на момент, когда поисково-спасательные работы еще не были развернуты в полном объеме, и понять, что крушение парома обернется страшной трагедией, мог только человек, способный предвидеть будущее.

Таким образом, нельзя сказать, что власть проявила «преступное бездействие». Скорее, общество хотело крови и не получило ее. Как отмечал в свое время Олег Кирьянов, корреспондент «Российской газеты» в Корее, «Севолем» заболело все корейское общество, и актуализация этой проблемы действительно привела к тому, что на улицы вышел не один десяток тысяч.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».