Как известно, в наше время страны, использующие в своей энергетике уголь, стремятся снизить его потребление, чтобы уменьшить вред, наносимый окружающей среде при его сжигании. Однако нельзя забывать, что уголь значительно дешевле других энергоносителей, и мгновенный отказ от него невозможен. Несмотря на постепенное снижение спроса, он еще долгие годы будет одним из важнейших минеральных и энергетических ресурсов человечества.
Одним из главных экспортеров угля в мире является Россия, которая занимает третье место по объемам продаж этого ископаемого, торгуя с десятками стран и зарабатывая на угольном экспорте в среднем по $10 млрд в год. За 2015 г. Россия экспортировала около 156 млн тонн угля. Самым интересным рынком сбыта является Азиатско-Тихооке
Именно в АТР происходит самое интенсивное развитие промышленности, а значит, выше всего потребность в дешевых энергоносителях. Среди импортеров российского угля такие мощные промышленные державы, как Индия, Китай, Республика Корея, Япония и многие другие страны.
Особый интерес вызывают Китай и Япония. Обе эти страны обладают чрезвычайно развитой экономикой и испытывают постоянно растущую потребность в энергоносителях. При этом Китай и Япония граничат с Россией, что существенно облегчает и удешевляет доставку.
Кроме того, ряд событий последних лет может способствовать значительному росту спроса на российский уголь с их стороны.
На первый взгляд, угольная торговля с КНР сейчас переживает сложный период. В последние годы Китай стал уделять значительное внимание своей экологии. Загрязнение воздуха в КНР стало реальной угрозой для здоровья населения, поэтому добычу и использование угля в Поднебесной решено снижать. Только в апреле 2016 г. китайское правительство приняло решение задержать строительство около 200 новых угольных электростанций. Снизился и импорт угля, в том числе из России. Так, если в 2014 г. Китай приобрел около 25 млн тонн российского угля, то в 2015 г. – около 15 млн тонн. В 2016 г. закупки сохранились примерно на том же уровне.
Однако это снижение можно считать временным. У российского угольного бизнеса еще есть хорошие перспективы в Китае. Несмотря на все меры по снижению использования угля, КНР по-прежнему остается его самым большим потребителем. На встрече Технического комитета WCA (Всемирная угольная ассоциация), прошедшей в начале 2016 г., были озвучены следующие данные: всего за 2015 г. в мире было добыто около 8 млрд тонн угля. Из них 47% добыто в Китае. При этом КНР потребила 50% всего угля, использованного в 2015 г., – более 200 млн тонн Китаю пришлось импортировать. Это почти на 30% меньше, чем в 2014 г., однако все равно цифры впечатляющие. Из этого следует, что как бы в Китае ни хотели снизить потребление угля до минимума, еще много лет экономика КНР будет от него зависеть. Однако если использование угля в Китае будет уменьшаться относительно медленно, то добыча – гораздо быстрее. Дело в том, что одна из мер борьбы с загрязнением в КНР – снижение собственной добычи угля. Так, в феврале китайское правительство заявило о планах по закрытию 1 тыс. угольных шахт в течение 2016 г. В начале года было уволено 20 тыс. работников «Лунмэй» – одной из основных угледобывающих компаний КНР.
Как упоминалось выше, мгновенный переход китайской энергетики с угля на другие виды топлива вряд ли возможен, и в ближайшее десятилетие КНР по-прежнему останется его крупным потребителем. Это значит, что резкое снижение добычи угля в Китае приведет к такому же резкому увеличению импорта. Таким образом, китайская борьба за снижение загрязнения может сыграть на руку российским угольным компаниям.
Также стоит упомянуть строящийся железнодорожный мост «Тунцзян-Нижнеле
Если Китай стремится к снижению потребления угля, то в Японии дела обстоят по-другому. После катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. другие японские АЭС начали стремительно закрываться. Многие из них не работают до сих пор. Компенсировать потери своей энергетики Япония намерена за счет строительства угольных ТЭЦ. По данным агентства Bloomberg, к 2019 г. уголь должен стать главным источником энергии для Японии. Однако больших запасов угля (как и других углеводородов) у Страны восходящего солнца нет, придется импортировать. На роль главного поставщика угля и других углеводородов в Японию традиционно претендует Австралия. Однако последнее время японцы озабочены диверсификацией поставок, чтобы не быть зависимыми от какого-то одного поставщика. К тому же доставка из России гораздо быстрее и дешевле.
В последние годы основной район добычи угля в России передвинулся на восток. Осваиваются новые месторождения в Якутии и на Сахалине, совсем близко к Японии. Неудивительно, что Страна восходящего солнца проявляет интерес к российскому углю, а также к возможностям инвестиций. Так, в сентябре 2016 г. СМИ сообщили о подписании соглашения между российской «Восточной горнорудной компанией» и японской корпорацией «Sojitz». «Sojitz» намерена вложить крупные суммы в российскую угольную промышленность, а также в сахалинский порт Шахтерск, через который будут осуществляться поставки как в Японию, так и в Республику Корея.
Что касается Южной Кореи, то с ней также связаны новости, приятные для российской угольной промышленности. Так, в октябре 2016 г. корейская компания «Korea Midland Power Co» заявила о намерении приобретать российский уголь для своих строящихся ТЭЦ в объеме 300 тыс. тонн в год. Как и Япония, Южная Корея до сих пор большую часть угля импортирует из Австралии и Индонезии. Однако, по словам руководителя «Korea Midland Power Co», доставка морским путем из этих стран достаточно сложна. При этом он отметил удобное географическое расположение России, а также высочайшее качество российского угля.
В заключение можно сказать, что, несмотря на спад, который переживает сейчас мировая угольная промышленность, России он коснется не скоро. Благодаря восточным соседям, экспорт угля еще долго будет важной составляющей российской экономики.
Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».