Главной фигурой на саммите G20, который состоялся в сентябре 2016 г. в Китае, стал президент России В. Путин. Этому способствовали не только политические причины: российский лидер получил дополнительную популярность в международных СМИ благодаря неожиданному подарку – коробке российского мороженого, которую В. Путин лично передал председателю КНР Си Цзиньпину. «Вкус вашего мороженого лучше, потому что ваши сливки гуще», – заявил благодарный хозяин саммита. Неудивительно, что эта ситуация выгодно обернется для российских производителей мороженого, и в ближайшее время поставки этого продукта на китайский рынок значительно увеличатся (сейчас они составляют символические несколько тонн в год, хотя уже прочно заняли свою нишу).
И это лишь незначительный эпизод, иллюстрирующий плавный поворот российского рынка экспортных товаров на Восток. Несмотря на целый ряд сложностей, связанных с практиками ведения бизнеса, языковыми и культурными различиями, сегодня торговля между РФ и ее самым приоритетным восточным партнером – КНР – развивается весьма успешно.
По официальным данным, экспорт из России в Китай в 2015 г. составил $33 млрд, и Россия заняла 16-е место в рейтинге 20 основных торговых партнеров Поднебесной. В то же время для России КНР по-прежнему остается главным экспортным партнером.
В настоящее время примерно 30% российского экспорта в Китай составляют продукты питания, которые пользуются нарастающим спросом. В основном, Китай закупает у России рыбную и мясную продукцию. Однако, учитывая моду китайцев на здоровое питание в сочетании с тем фактом, что в Китае традиционно не разводят коров, на первое место выходит российская молочная продукция. Обычное деревенское молоко, а не соевое, считается в Китае одним из самых полезных для здоровья продуктов, за который любители здорового образа жизни готовы платить немалые деньги.
Помимо молочной продукции, в 2015-2016 гг резко увеличился экспорт российского шоколада, подсолнечного масла, пива и меда в Китай. Высокий спрос на эти товары объясняется тем, что в основе российских продуктов питания находится гораздо больше натуральных ингредиентов, чем в китайских аналогах.
Помимо набирающих все большую популярность продуктов питания из России, еще одной прибыльной статьей экспорта в КНР по итогам 2015 года оказалась продажа янтаря. Изделия из янтаря очень востребованы в Поднебесной как символ богатства, процветания и благополучия. И китайцы готовы платить за символизм реальные деньги: цены на российский янтарь взлетели на 60% в течение прошлого года. При этом покупателей из Поднебесной не стало меньше.
Остальные 70% российского экспорта в КНР составляют энергоносители и сырьевые товары. Из России в Китай идут электроэнергия, лес, нефть, газ и полезные ископаемые (особенно цветные металлы). На китайском сырьевом рынке присутствуют все ведущие российские компании.
Так, в 2016 г Россия стала крупнейшим экспортером нефти в Китай: «Роснефть» поставляет на китайский рынок 75% «черного золота», потребляемого в КНР. При этом объем поставок нефти из Саудовской Аравии в Китай оказался в 7 раз меньше. Победа в конкуренции с Саудовской Аравией (до недавнего времени выступавшей основным поставщиком нефти в КНР) привела к росту акций «Роснефти» более чем на 30% за первое полугодие 2016 г.
Еще одна крупнейшая российская компания – «Газпром» строит газопровод «Сила Сибири» для обеспечения беспрецедентных поставок газа в Китай. Проект будет реализован к 2021 г. и обещает российской экономике существенные прибыли.
Однако торговое партнерство с Китаем не заканчивается экспортом российской сельскохозяйстве
После сентябрьского саммита G20 2016 года в сотрудничестве между РФ и Китаем ожидается прорыв в финансовой сфере. До конца года российский Внешэкономбанк (ВЭБ) впервые выпустит облигации в юанях, и это станет первым подобным опытом заимствований в китайской валюте. В частности, в рамках Восточного экономического форума, который состоялся в сентябре 2016 г., ВЭБ подписал соглашение с 10-ю китайскими коммерческими банками о привлечении синдицированного кредита на 10 млрд юаней (примерно $1,5 млрд). Эта сделка означает, что у российской банковской системы появился еще один источник финансирования за рубежом в одной из резервных валют. Ведь уже с 1-го октября 2016 г. юань получит в корзине мировых резервных валют МВФ 10,92%, заняв третье место после доллара (41,73%) и евро (30,93%).
Более того, в текущем году около 20-ти российских компаний, среди которых финансовые институты, промышленные предприятия и даже правительственны
В заключение хотелось бы отметить, что Китай – это огромное неизведанное пространство, которое российский бизнес стремится освоить. То, что российские компании начали проникать на рынки Поднебесной, знаменует собой начало новой эпохи в отношениях между Россией и КНР. Ведь известно, что за экономическим сотрудничеством стоит политическое и культурное сближение. А это означает обоюдное процветание двух гигантов – России и Китая – на благо мира и стабильности во всем Азиатско-Тихооке
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».