EN|FR|RU
Социальные сети:

Ливия: две реальности

Максим Егоров, 17 сентября 2016

345345234234234В тот момент, когда все внимание мирового сообщества привлечено к тяжелейшей ситуации в Сирии, попыткам США и России выработать соглашение о прекращении там боевых действий и совместной борьбе с ДАИШ, ситуация в еще одном разрушенном усилиями Запада государстве – Ливии – продолжает развиваться по не самому благоприятному сценарию.

Внешне политический процесс не прерван, несмотря на вынесенный 22 августа со стороны международно признанного парламента в Тобруке вотум недоверия правительству национального согласия, а значит, де-факто и Президентскому Совету.

Более того, 5-6 сентября в курортном пригороде Туниса Гаммарт под эгидой спецпредставителя генсека ООН по Ливии М. Коблера состоялись консультации членов комитета по ливийскому политическому диалогу. Среди участников консультаций были, с одной стороны, глава Президентского совета и правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Саррадж, другие члены президентского совета, и 13 представителей парламента в Тобруке – с другой.

Главная тема консультаций: что нужно сделать, чтобы преодолеть вето тобрукского парламента на состав правительства. Главная уступка со стороны Ф. Сарраджа – он согласен на переформатирование своего кабинета. Арабские СМИ передали со ссылкой на источник, участвовавший в консультациях, что глава правительства заявил, что примет во внимание те замечания, которые высказывались со стороны парламента в Тобруке относительно того, что состав нового правительства должен сократиться, оно должно быть дееспособно и представлять различные регионы Ливии.

Однако осталось неясным, как далеко готов пойти Ф. Саррадж навстречу требованиям депутатов из Тобрука. А мнения парламентариями высказывались самые разные и порой весьма радикальные, вплоть до смены всего состава кабинета и Президентского совета. Кое-кто вообще предложил распустить состоящий из девяти членов Президентский совет, который, по мнению ряда депутатов, малодееспособен (двое из девяти его членов подали в отставку). Обсуждался и вопрос о корректировке Схиратских соглашений от 17 декабря 2015 года, на основе которых и были сформированы органы исполнительной власти в Ливии. Но в итоге от дискуссий на эту тему, как заявила одна из участниц диалога Фейруз ан-Нияс, отказались. Полномочия самого Ф. Сарраджа большинством участников под вопрос не ставились.

Один из членов комитета по ливийскому диалогу, бывший член Всеобщего национального конгресса Тауфик аш-Шухейби вообще потребовал, чтобы президентский совет взял на себя всю ответственность за исправление ошибок, которые он совершил с момента получения властных полномочий. При этом он признал, что проблема, препятствующая формированию «правительства согласия», имеет политическую подоплеку и не связана с правовыми или конституционными вопросами.

Помимо вышеперечисленных вопросов на консультациях также обсуждались способы формирования единой армии в Ливии, проблемы в сфере услуг, финансов, восстановления экспорта нефти и электроэнергии.

По итогам этих консультаций на пресс-конференции 7 сентября М. Коблер был вынужден констатировать, что Ливия сталкивается с большими вызовами, главный из которых – формирование дееспособного правительства. За этими словами явно стоит признание того, что фактически диалог закончился ничем.

Слабым утешением служит то, что на полях заседания комитета по ливийскому политическому диалогу члены комитета по диалогу между городами Мисурата и Таварга (38 км к югу от Мисураты) подписали при содействии миссии ООН по поддержке Ливии проект соглашения о перемирии, которое гласит о том, что люди, бежавшие из Таварги (более 40 тыс. человек) могут возвратиться в свои дома. Кроме того, им также будет возмещен понесенный ущерб.

Те, кто знаком с ливийской внутриполитической ситуацией понимают, что все темы, обсуждавшиеся в ходе диалога, не могут быть переведены в практическую плоскость до тех пор, пока не урегулирован главный вопрос – вопрос о власти. А он упирается в признание ПНС властных полномочий не только Тобрукского парламента, но и вооруженных сил во главе с генералом Х. Хафтаром, который претендует на роль Верховного главнокомандующего или министра обороны.

Но, чтобы это произошло, нужна не только воля Ф. Сарраджа или М. Коблера. Необходимо идти на «вскрытие» Схиратского соглашения и отмену его VIII статьи, которая постулирует передачу полномочий Верховного главнокомандования вооруженными силами Ливии Президентскому совету, с чем сам Х. Хафтар и поддерживающий его парламент в Тобруке категорически не согласны. Однако, как упомянуто выше, участники консультаций пока на вскрытие Схиратского соглашения не пошли, опасаясь, как они заявили, «вернуться к нулевому уровню». Замаскировать эту реальность заявлениями некоторых парламентариев о том, что достижение согласия по кандидатуре министра обороны, которого примут все, в том числе и сам Халифа Хафтар, является «несложным делом», конечно же, не смогли.

Вторая реальность, параллельная попыткам выстраивания политического диалога, состоит в том, что время пока работает на престарелого, но решительного генерала Х. Хафтара. Мало того, что он пользуется поддержкой большинства членов парламента (хотя там есть и противники, которых пытался объединить постоянно интригующий М. Коблер), но он еще и контролирует основные нефтяные районы страны, расположенные как раз в сфере его влияния на Востоке, в исторической Киренаике.

Более того, его позиции усиливаются из-за того, что подчиняющиеся ПНС милиции Мисураты так и не смогли за все лето отбить к началу хаджа и праздника Ид Аль-Адха, как они обещали, город Сирт у боевиков ДАИШ. Их объяснения, что боевики, дескать, прикрываются женщинами и детьми, выглядят неубедительно с учетом того, что их действия активно поддерживаются американскими ВВС, которые вроде бы нещадно бомбят даишевцев. Генерал «тактично» не вмешивается, ожидая, когда его ПНС и западные страны сами попросят освободить Сирт и тем самым признать его незаменимость в борьбе с терроризмом.

Политический вес генерала после того, как он выдержал давление со стороны М. Коблера и поддерживающих его держав, начинают признавать и некоторые западноевропейские страны, которые пытаются с ним заигрывать.

Ясно, что до завершения ливийского кризиса еще очень далеко и если удовлетворяющие все ведущие политические силы и племена политические решения не будут найдены, то страну ожидает в лучшем случае раздел, а в худшем – хаос и новые попытки иностранной оккупации.

Максим Егоров, политический обозреватель по Ближнему Востоку, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».