EN|FR|RU
Социальные сети:

Пакистан – Турция: уроки неудавшегося военного переворота

Наталья Замараева, 17 августа

4534534534534Попытка государственного переворота 15 июля 2016 г. в Турции вызвала в пакистанском обществе оживленный отклик. Активизировалась дискуссия о балансе сил между военным истеблишментом и правящей Пакистанской мусульманской лигой Наваз (ПМЛ Н – пришла к власти в результате всеобщих выборов в июне 2013 г.).

Исламабад и Анкара, каждая из стран в своей новейшей истории пережила четыре военных переворота, длительные приостановки действия Конституций, режимы Чрезвычайного положения. Гражданское общество Пакистана осудило антиконституционные действия военных в Турции, высоко оценив активность граждан в защите демократии под руководством президента Р.Эрдогана. Одновременно Исламабад подчеркнул для себя три основных урока из событий в Анкаре, необходимость усиления гражданского конституционного контроля за:

— вооруженными силами;

— высшей судебной властью, так как всякий раз после государственного переворота военные искали поддержку судейского сообщества для легализации своих действий;

— социальными медиа, что, по мнению пакистанских СМИ, затруднит захват военными власти в настоящее время.

Действия турецких властей в пост (переворотный период – введение чрезвычайного положения, заявления властей о восстановлении наказания в виде смертной казни, требование к США об экстрадиции Ф.Гюлена, которого турецкий президент видел основным вдохновителем военного переворота, сотни погибших и раненых в ходе подавления мятежа в ночь с 15 на 16 июля 2016 г., аресты десятков тысяч активистов, ученых и государственных чиновников) – оправдывались стремлением Р.Эрдогана вместе с народом удерживать демократические основы республики.

В ответ на жесткую критику западных стран Анкара парировала, что и в сердце Европы – Париже – был введен режим чрезвычайного положения после теракта в январе 2016 г. В подобной обстановке Турция остро нуждалась в поддержке на международной арене, в первую очередь в регионе.

В 2015-2016 гг. внешняя политика Пакистана своевременно реагировала на новые тренды меняющегося глобального и регионального политико-экономического ландшафта. В 2015 г. Исламабад в силу ряда обстоятельств был поставлен перед необходимостью корректировать отношения с традиционным партнером на Ближнем Востоке – Королевством Саудовская Аравия. Политико-экономическое сближение Исламабада и Пекина в рамках Китайско-пакистанского экономического коридора усиливало китайский вектор внешней политики. Снятие экономических санкций с Ирана диктовало восстановление политических и экономических связей с Тегераном в полном масштабе. Выполнение всех этих мероприятий ослабило внимание Исламабада к Анкаре в 2015 г. Пакистано-турецкие отношения развивались стабильно, в то же время отсутствовала актуальность их дополнительного продвижения.

Интенсивное сближение Пакистана и Турции в июле-августе 2016 г. отвечало национальным интересам обеих стран. Потребность сбалансировать растущие индо-иранские отношения диктовала Исламабаду важность сохранять и укреплять свои отношения с Эр-Риядом и Анкарой. В свою очередь Анкара нуждалась в признании легитимности кровавого подавления мятежных военных.

Одним из первых зарубежных визитов министр иностранных дел Турецкой Республики Мевлют Чавушоглу совершил в Исламабад уже спустя две недели после известных событий, в первых числах августа 2016 г. Пакистан вновь, как и 16 июля 2016 г., подтвердил «…безоговорочную поддержку демократической, мирной и стабильной Турции под динамичным руководством президента Реджепа Тайипа Эрдогана» и поздравил граждан страны с успешной кампанией, направленной на предотвращение попытки переворота 15 июля 2016 г..

Поиск сторонников на международной арене диктует гибкость подходов, взаимную поддержку любого формата, громкие заявления. Так было и на этот раз. Миграционный кризис в Турции, переговорный процесс между властями Кабула и вооруженной оппозицией в Афганистане, Кашмир – основные текущие пункты регионального сотрудничества Исламабада и Анкары.

Стороны вновь призвали международное сообщество обратить внимание на бедственное положение сирийских беженцев в Турции, предотвратить масштабную гуманитарную катастрофу. Они призвали развитые страны увеличить финансовые взносы и таким образом сократить непропорционально большое бремя развивающихся стран на временно перемещенных лиц.

Обращение Анкары к Исламабаду обосновано, так как на протяжении последних 35 лет Пакистан принимает на своей территории миллионы афганских беженцев и знает их проблемы не понаслышке. В настоящее время обе эти страны принимают на своей территории наибольшее число беженцев в мире.

Исламабад также воспользовался переговорной площадкой с Анкарой. Учитывая два уровня кризиса в афганском досье (в пакистано-афганских отношениях и приостановка переговорного процесса/отказ вооруженной оппозиции от диалога), напомнил мировой общественности о своих усилиях по примирению в Афганистане; мероприятиях, предпринятых для улучшения управления границами между двумя странами; а также о статусе трех миллионов афганских беженцев. В то же время Исламабад подчеркнул необходимость включения Турции в качестве международного посредника (наравне с предложением США о включении Индии и Ирана в июне 2016 г.) в процесс мирных переговоров в Афганистане.

Турция оказала давление и Пакистан поддержал ее настоятельный призыв к мировой общественности усилить борьбу с террористическими организациями. В контексте пакистано-турецких отношений его следует читать как требование разорвать связи со всеми просветительскими, культурными и бизнес-центрами, действующими под патронажем священнослужителя Ф.Гюлена.

Несмотря на то, что советник премьер-министра Пакистана по иностранным делам С.Азиз только пообещал расследовать работу турецких образовательных центров, министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу заявил, что Исламабад полностью поддерживает позицию правительства Турции и закрывает школы и деловые центры, связанные с «террористической организацией Ф.Гюлена». Одновременно Исламабад заявил о необходимости предпринять меры с тем, чтобы 10 000 студентов, обучающихся в этих центрах на территории Пакистана, могли достойно завершить образование. В ответ Анкара заявила о полной поддержке Исламабада в Кашмирском споре с Индией. М.Чавушоглу исключил насилие, подтвердив, что оспариваемый статус Кашмира может быть решен только путем переговоров между двумя странами, и поддержал инициативу Исламабада направить в долину Контактную группу и миссию наблюдателей от Организации Исламского сотрудничества для расследования случаев нарушения прав человека.

Современный этап пакистано-турецких отношений нацелен на дальнейшее укрепление стратегического партнерства и подписание в августе 2016 г. Соглашения о свободной торговле.

Пакистан рассматривает и проводит внешнюю политику в комплексе. Процесс принятия «правильных» решений в нужное время диктует необходимость понимания глобальной и региональной стратегической среды и ее потенциальных тенденций с тем, чтобы оказывать влияние на окружающую среду для защиты национальных интересов. Августовские переговоры Исламабада и Анкары 2016 г. напоминают шахматную игру в поддавки, когда обе стороны (черная и белая) в выигрыше.

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».