Как отмечает в своей новой статье французский обозреватель по странам Ближнего и Среднего Востока Жан Перье, стремление США занять главенствующие позиции в Центральной Азии ничем не маскируется и направлено на использование стран ЦА только в противоборстве с Россией, Китаем, Ираном. Ведь нельзя забывать, что США вошли в Афганистан, воспользовавшись терактом 11 сентября 2001 года как предлогом, именно для того чтобы разместить свои военные базы поблизости от КНР, России и Ирана.
В указанной деятельности «по завоеванию ЦА», указывает автор, Вашингтон за последние годы использовал различные методы: «цветные революции», СМИ этих государств и различные американские фонды и НПО для выгодной Белому дому обработки населения. Использовался и откровенный подкуп, предоставление кредитов, «отрабатывать» которые центральноазиатским государствам предлагалось как должникам по условиям Вашингтона. Так, одним из важных получателей американской военной помощи стал Узбекистан, взамен чего Вашингтон требовал от Ташкента сохранять независимость в отношениях с Москвой и Пекином и не вступать в ОДКБ и Евразийский экономический союз (ЕАЭС), возглавляемый Россией.
Целям «завоевания ЦА» была посвящена и прошедшая в начале августа в Вашингтоне специальная встреча в Госдепартаменте с министрами иностранных дел пяти стран ЦА (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан, Таджикистан) в формате С5+1, специально внедренном Белым домом в ходе поездки Джона Керри в ноябре 2015 года в регион. В ходе этой встречи США пытались запустить в бывших азиатских республиках СССР пять совместных разноплановых проектов (от помощи в борьбе с терроризмом до инвестиций в природоохранные мероприятия и культуру) с единственной целью – «войти» в регион и получить рычаги влияния на многие процессы, в первую очередь, политические. Примечательно, что изначально Белым домом планировалось запустить проект «Большая Средняя Азия», по аналогии с «Большим Средним Востоком», который проходил бы по самому радикальному сценарию и привел бы к серии терактов и военному конфликту. Однако неудача военного переворота в Турции внесла в действия Вашингтона коррективы и заставила действовать с помощью «мягкой силы», чем и является активизация формата С5+1.
Однако в последнее время во всем мире, включая и страны ЦА, в значительной степени накопился дефицит доверия к США. Это, в частности, хорошо видно на примере Турции, которая на протяжении десятилетий шла в фарватере США, а теперь открыто бросает вызов своему партнеру и американцы ничего не могут с этим поделать, поскольку утратили рычаги реального влияния на эту страну.
Как отмечает автор, дефицит доверия к США усугубляется и растущими их военными неудачами, ведь американцы, по сути, не выиграли ни одного сражения в Афганистане и Ираке, а их хваленая армия, которая якобы «держит под контролем весь мир», с 2001 года не может справиться даже с афганскими душманами. В этих условиях во многих странах начинают задумываться, а способны ли США защитить их?
Поэтому, заключает автор, прошедшая в Вашингтоне встреча в формате С5+1 – это такая же пиар-акция нынешней администрации Белого дома, как и попытка представить американскую армию в качестве «решающей силы» в урегулировании ситуации в Ираке, Сирии, Афганистане, Ливии и в других уголках мира. А на деле мы становимся свидетелями краха международного престижа США.
Полная версия статьи на английском языке.