EN|FR|RU
Социальные сети:

Запуск «Нодона» и его возможные политические последствия

Константин Асмолов, 10 августа

34534534534533 августа 2016 г. в 7:50 по местному времени стратегическое командование США зафиксировало пуск двух северокорейских ракет среднего радиуса действия «Нодон» с территории провинции Хванхэ-Намдо. Одна ракета взорвалась сразу после пуска, а вторая пролетела около тысячи км и упала в Восточное море в пределах 250-километровой исключительной экономической зоны Японии.

Явных вредоносных последствий от пуска не было: министр обороны Японии Гэн Накатани заявил, что ущерба от падения ракеты не зафиксировано, а командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) сообщило, что запуск не представлял непосредственной угрозы территории США.

Тем не менее правительство Японии направило Пхеньяну протест в связи с запуском ракеты, а менее чем через сутки Совет Безопасности ООН провёл экстренное заседание, которое состоялось по инициативе США и Японии, прошло за закрытыми дверями и не сопровождалось принятием каких-либо официальных документов.

Южнокорейские СМИ дежурно связали «провокации КНДР» с размещением в РК американской ПРО и отметили, что в 2016 г. Пхеньян провёл 13 раундов испытаний баллистических ракет, в ходе которых были запущены в общей сложности 29 ракет различных типов. И хотя речь идет не о МБР, а о ракетах малой и средней дальности, власти Южной Кореи старательно доказывают, что любые ракеты, которые запускает Север – нарушение резолюций ООН и повод для санкций.

Однако в этот раз дело не дошло даже до формальных выражений озабоченности и призывов к диалогу. Да, представитель Японии при ООН Коро Бэссё выразил возмущение по поводу того, что одна из ракет упала в пределах исключительной экономической зоны Японии, а заместитель представителя Великобритании Питер Уилсон сообщил, что будет настаивать на принятии заявления с осуждением действий Пхеньяна. Да, представители РК, США и Японии при ООН провели пресс-конференции, на которых жёстко осудили Пхеньян и потребовали прекратить провокации, но где мнение собственно Совбеза, единое и отражающее формальную позицию международного сообщества?

И хотя СМИ РК заявляют, что «документов не принято, поскольку на их подготовку требуется время», они же пишут, что «выработка единой позиции Совбеза ООН по СК может столкнуться с некоторыми проблемами» и что представитель КНР при ООН подчеркнул недопустимость каких-либо факторов, которые могут усугубить напряжённость на Корейском полуострове.

Говоря об этом событии, стоит обратить внимание на то, что у ажитации США и Ко есть причина: количество удачных запусков северокорейских ракет начинает превышать неудачные. И, хотя пока где-то 40% ракет продолжает взрываться на стадии запуска или вскоре после него, северокорейская ракетная программа развивается быстрее, чем предполагали осторожные оценки экспертов. Отрабатываются испытания разного типа – то на максимальную высоту, то на максимальную дальность. Кроме того, Пхеньян подходит к рубежу, когда его запуски могут оказаться однозначным нарушением резолюций ООН, запрещающих баллистические ракеты. Ибо если запуск ракеты-носителя еще может быть воспринят двояко и не восприниматься как военный тест (мы не раз писали, что ключевой момент такового не то, как ракета взлетает, а то, как она пробует поражать цель), запуск МБР военного назначения теоретически должен вызвать гораздо более жесткую скоординированную реакцию.

Однако современная политическая ситуация может привести к тому, что ожидаемого ответа не случится. Ранее РФ и КНР выбирали хотя бы формальное осуждение как члены постоянного комитета СБ ООН, обязанные поддерживать традиционный порядок, при котором ЯО есть только «у кого положено». Однако после истории с размещением THAAD в Южной Корее региональная геополитическая обстановка, возможно, начинает меняться. И в случае таких перемен Китай и Россия начнут отходить от прежней позиции, в рамках которой осуждение КНДР ради поддержания видимости консенсуса, является действием, которое позволяет в ответ на него получить некую выгоду на ином направлении. Ведь согласно одной из версий, присоединение Китая к санкциям после четвертого ракетно-ядерного обострения было вызвано тем, что Пекин рассчитывал, что в обмен на солидарность с США Вашингтон учтет его региональные интересы и не будет размещать в Южной Корее нацеленные на Китай элементы системы ПРО. Увы, этого не случилось, а раз одна сторона не считает нужным учитывать интересы другой, другая сторона вправе сделать то же самое.

Посмотрим на развитие событий, но пока единогласно осудить Север и принять новые международные санкции, похоже, не получается. Конечно, США, Япония или РК могут ответить односторонними санкциями, однако из этого не выйдет обязать все «международное сообщество» усилить давление на Север. Похоже, Россия и Китай пока не собираются выносить сор из избы, открыто объявляя о разногласиях внутри Совбеза, но в закрытом режиме переговоры между постоянными членами Совбеза идут очень жестко.

В этом смысле весьма интересно то, как может выглядеть политика России и Китая в северокорейском вопросе, если тренд на напряжение будет развиваться. Мы уже знаем о целом ряде демонстративных жестов, которыми КНР показывает охлаждение своих отношений с РК, будь то депортация «правозащитников» или ограничение южнокорейских сериалов. Но если региональная напряженность будет возрастать (а здесь надо учитывать еще и ситуацию в Южно-Китайском море и китайско-американское противостояние в ЮВА в целом), вероятность того, что Москва и Пекин станут активно защищать свои региональные интересы, может возрасти.

К чему это ведет? – Если сравнить существующий миропорядок со зданием, то можно обратить внимание на то, что в разных областях постепенно рушатся те колонны, которые его поддерживают: украинский кризис, скандалы вокруг президентских выборов в США и игр в Рио. Все они, каждый со своей стороны, разваливают тот миропорядок, к которому мы привыкли либо за счет демонстративных двойных стандартов, либо за счет действий, которые еще лет пять назад были бы сочтены неприемлемыми. Открытая размолвка между США и союзниками с одной стороны, и Россией и Китаем – с другой, может стать еще одной упавшей колонной и, возможно, нам следует задуматься над тем, почему разрушается старое здание и что возникнет на его обломках.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».