EN|FR|RU
Социальные сети:

Новый титул Ким Чен Ына

Константин Асмолов, 24 июля

45645645645629 июня в Пхеньяне состоялась сессия Верховного народного собрания КНДР, на которой было объявлено о создании Государственного совета (кор. — Кукму Вивонхве), заменившего Государственный комитет обороны. Председатель этого органа власти, согласно изменениям в Конституции, является высшим руководителем страны и имеет пятилетний срок полномочий, после которого может быть переизбран: «срок полномочий председателя Государственного совета КНДР совпадает со сроком полномочий текущего состава Верховного народного собрания КНДР».

По предложению председателя Президиума Верховного народного собрания Ким Ён Нама на пост председателя нового органа власти единогласно избран Ким Чен Ын. Таким образом, Ким получил официальные полномочия главы государства, совмещая три ключевых поста — председателя Трудовой партии Кореи, Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами и председателя Госсовета.

Заместителями председателя Госсовета избраны начальник Главного политуправления Корейской народной армии Хван Бён Со, заместитель председателя Трудовой партии Кореи Чхве Рён Хэ и премьер-министр Пак Пон Чжу.

Произошли также некоторые перестановки и назначения в руководстве парламента, правительстве и высших судебных органах. В частности, Комитет по мирному объединению родины, который занимается межкорейскими отношениями, переименован в Республиканский комитет по мирному объединению родины и его статус поднялся до уровня отдельного ведомства. В экономических вопросах был подтвержден курс пёнчжин и упомянуты пятилетние планы.

Теоретически Госсовет будет играть ту же роль, что и Центральный народный комитет, существовавший при Ким Ир Сене – по мнению южнокорейских экспертов, создание нового органа управления знаменует завершение формирования структуры власти эпохи Ким Чен Ына.

Естественно, перемены в основном законе КНДР вызвали разные интерпретации: упразднение Комитета обороны означает демилитаризацию и отход от более жесткого курса; то, что на сессии помянули пятилетки, говорит об отказе от реформ; сменяемость руководителя страны говорит о том, что Ким предусматривает возможность отставки и указывает на рост фракционной борьбы; в стране зреет недовольство и власти идут на уступки…

На самом деле, итоги парламентской сессии, изменение конституции КНДР (напомним, последнее было в 2012 г. непосредственно после смерти Ким Чен Ира) – это еще более церемониальное мероприятие, чем съезд. Да, можно говорить о том, что происходит переформатирование системы под Ким Чен Ына, аналогичное тому комплексу изменений в государстве, которое происходило при интронизации его отца.

Больше всего дискуссий вызывает исчезновение Государственного комитета обороны. Вместо него создан Госсовет, который по своим функциям частично напоминает Центральный Народный Комитет предыдущих конституций, и ряд прогнозов предполагали, что новый орган будет называться также.

Здесь надо помнить, что северокорейская конституция не была прямым аналогом ни советской, ни китайской. И Совет министров там, например, всегда был чисто административным органом, глава которого не был человеком номер два или номер три, и был скорее «главным по экономике». Силовые министры напрямую подчинялись руководителю страны.

Обычно смена названия трактуется как знак «демилитаризации», но таковой точно не будет, потому что весь региональный политический контекст против нее – наращивают военные расходы и РК, и Китай, и Россия, и даже Япония. А поскольку курс параллельного развития предполагает одновременное развитие армии и экономики, комплекс мер по защите суверенитета не будет ослабевать.

Тем более надо помнить, что армия в Северной Корее – это не только армия, но и своего рода универсальный кадровый резерв. Солдат дешевле и исполнительнее гражданского специалиста, поэтому большинство строительных работ и значительная доля работ в сельском хозяйстве стран осуществляется народоармейцами. Такая мера позволяет выправить и некоторый демографический перекос, связанный с тем, что к началу кризиса Северная Корея уже была урбанизированной страной, и на селе жило 30% населения, которые не смогли справиться с сельским хозяйством, как только его энергоемкость резко упала. Заметим, что по той же причине Северная Корея не сможет пойти китайским путем реформ, который во многом отталкивался от наличия многочисленного крестьянского населения.

Но вернемся к смене вывески. Кому-то Госсовет напоминает аналогичный элемент китайской структуры, кому-то – Кунгук кимучхо – Комитет по военным и государственным делам, который осуществлял реформы во время прогрессивных преобразований конца 19 века. Да, это может означать, что в рамках нового органа военным не будет отдаваться откровенный приоритет, но трое «правых рук Ким Чен Ына» остались неизменными. Все те же Хван Бен Со, Чхве Рён Хэ и Пак Пон Чжу. Хван представляет армию, Пак – правительство, Чхве – партийные структуры, однако генералом он от этого быть не перестал. К тому же и в Комитет обороны входили не только военные, но и гражданские.

Скорее, новая вывеска как бы маркирует окончание периода трудностей, которые требовали создания чрезвычайного органа, как бы стоящего над официальной иерархией. Новая вывеска делает пост Ким Чен Ына более институциональным и одновременно дает хотя бы формальную надежду на то, что теперь Северную Корею ждет не новый «трудный поход», а постепенное развитие в лучшую сторону.

Пост руководителя Госсовета сделали сменяемым, но в ближайшей перспективе вероятность смены состава маловероятна, и, если в КНДР не случится какого-то особого форс-мажора, Ким Чен Ын будет переизбираться на этот пост еще и еще. Иное дело, что структура, по крайней мере, выглядит более демократичной.

Что же до экономической части, то в своём выступлении на сессии Пак Пон Чжу пообещал сделать всё возможное для выполнения поставленных состоявшимся ранее съездом ТПК задач. Он выделил сферы энергетики, лёгкой промышленности и сельского хозяйства. Такой выбор приоритетов точно не означает, что осторожным преобразованиям пришел конец. А что до пятилеток и т.п., то не следует забывать то, что КНДР существует в кольце враждебного окружения. Мы можем дискутировать, так это или нет, но с северокорейской точки зрения, у них нет союзников, связи с которыми были бы так тесны, что их можно было бы сравнивать с отношениями США и РК. При этом агрессивные замыслы, связанные со сменой режима, секретом не являются.

В таких чрезвычайных условиях суверенитет надо защищать, и целый ряд мер, которые актуальны для военного и предвоенного времени, являются естественной реакцией государства на вызов. И капиталистические государства во время Второй мировой войны вводили соответствующие ограничения, и в правление Пак Чон Хи в РК использовались пятилетние планы, пусть и не директивные, а индикативные.

Так что титулы меняются, а суть нет. Курс КНДР неизменен.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».