EN|FR|RU
Социальные сети:

Пакистан–США: «братья по оружию» или вновь непримиримые оппоненты?

Наталья Замараева, 21 июля 2016

34534534534Вашингтон и Брюссель нашли виновного в лице Исламабада в провалах миссии «Решительная поддержка» и усилении активности группировок боевиков, действующих в Афганистане.

Пакистано-американские отношения в последнее время развивались по нисходящей траектории, пройдя через серию кризисов. Высказывается несколько причин происходящего, приоритетной из которых считают дальнейшее углубление расхождений в подходах к решению региональных вызовов.

Выражая признательность усилиям Пакистана, предпринимаемым совместно с администрацией США в борьбе с терроризмом, одним из основных просчетов Исламабада, по мнению Вашингтона, является низкая эффективность в операциях по ликвидации группировок боевиков, в частности сети Хаккани и Лашкар-и Тойба. Военное руководство США рассматривает группировку Хаккани как угрозу национальной безопасности и утверждает, что, базируясь в Пакистане, боевики продолжают атаковать американские базы в Афганистане. Исламабад, в свою очередь, заявляет, что группировки боевиков, включая Хаккани, выдворены с территории Пакистана в результате военной операции «Удар меча».

Расхождения в подходах убедили американскую сторону, с одной стороны, сократить военную и гражданскую помощь Исламабаду, с другой – выдвинуть ему новые требования. В частности, они стояли за отказом Конгрессом США финансировать (совокупно с Пакистаном) сделку продажи/покупки восьми истребителей F-16 в рамках Программы иностранного военного финансирования. Одновременно была сокращена помощь из Фонда коалиционной поддержки. Пакистанские генералы утверждали, что машины продемонстрировали высокую эффективность в военных операциях против боевиков в горных районах зоны пуштунских племен, в частности, в агентстве Северный Вазиристан (СВ) на границе с Афганистаном. Конгрессмены долго не принимали окончательного решения, активно действовали проиндийские лоббисты. Стоимость сделки составляла 700 млн долл. Пакистан брал обязательства оплатить 270 млн долл., оставшуюся часть – 430 млн долл. – должны были выделить США. В апреле 2016 г. Конгресс США все же отозвал первоначально одобренные финансовые средства.

На фоне последовавшего охлаждения пакистано-американских отношений, Вашингтон выдвинул новые требования Исламабаду:

— проведение военных операций с целью ликвидации сети Хаккани (преследование, аресты/ликвидация лидеров и командиров среднего звена);

— не допустить базирование боевиков Хаккани в пакистанском СВ;

— координировать действия с властями Афганистана в борьбе с угрозой терроризма в пакистано-афганском пограничье;

— освобождение доктора Шакила Африди из тюремного заключения, которого США считают героем (пакистанские власти обвиняют его в причастности к раскрытию места нахождения Усамы Бен Ладена в 2011г.).

В числе новых требований США – убедить власти Пакистана не применять военные или какие-либо иные меры или оборудование, предоставленное США в рамках программы помощи, для преследования групп меньшинств.

Выдвигая требования, американское оборонное ведомство стремилось оказать давление на военный истеблишмент Пакистана активнее действовать против афганской сети Хаккани.

Исламабад выразил недоумение, что Конгресс США блокирует выделение уже одобренного финансирования для военных нужд Пакистана и заявил, что самолеты могут быть закуплены у другой страны, которая не выдвигает условие проведения военных кампаний на территории Пакистана против афганских талибов.

Не иначе как предательством союзнических интересов Исламабад расценил поддержку Вашингтона заявки Нью-Дели на членство в Группу ядерных поставщиков. И, несмотря на то, что официально вопрос о членстве Индии в ГЯП не был поставлен, сам факт поддержки еще больше оттолкнул Исламабад от Вашингтона.

Очередной кризис в пакистано-американских отношениях был вызван авиаударом американского дрона по территории пакистанской провинции Белуджистан 21 мая 2016 г. недалеко от афганской границы. Целью этой атаки был лидер афганских талибов мулла Ахтар Мансур. По утверждению американских и афганских властей, именно он блокировал процесс мирных переговоров, отказавшись от участия в них. Внешнеполитическое и военное ведомства Пакистана, конечно, развернули международную кампанию по защите суверенитета страны, гарантиях неприкосновенности территориальной целостности государств-членов ООН, а также негативном влиянии авиаударов на усилия международной Четырехсторонней координационной группы, цель которой – стимулирование мирного диалога между правительством Афганистана и талибами. Но Вашингтон уже не слушал Исламабад.

Непоследовательность действий США в регионе косвенно способствовали усилению противоречий между Кабулом и Исламабадом, особенно в вопросах управления границей. Иными словами, своими действиями США «подняли» конфликт на региональный уровень, забыв о приоритетной цели – переговорном процессе между властями Кабула и афганскими талибами.

Вашингтон решил переписать сценарий мирного урегулирования в Афганистане. С одной стороны, он стремится нивелировать роль Исламабада и одновременно расширить число участников диалога, привлекая Индию и Иран; с другой – не только не сократить, а увеличить число военнослужащих США/НАТО, дислоцированных в Афганистане, расширив их полномочия. Другими словами, это означает начало нового этапа антитеррористической военной кампании в регионе, но не санкционированной ООН и, соответственно, нелегитимной.

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».