EN|FR|RU
Социальные сети:

Воздействие нефтяной политики Саудовской Аравии на Россию

Петр Львов, 08 июня

345345435435Несмотря на то, что Москва уже неоднократно спотыкалась о саудовские грабли, похоже, некоторые российские круги продолжают верить посулам Эр-Рияда влить десятки миллиардов долларов в экономику РФ и закупить у нее военной техники и оружия на многомиллиардные суммы. Стремление к этому понятно, учитывая, что низкие цены на нефть, несмотря на их некоторый подъем в последние 4 месяца и усугубление последствий антироссийских экономических санкций, заставляют Москву искать крупных партнеров среди тех, кто формально не участвует в действиях США и ЕС против России. Однако опыт подсказывает, что опираться нужно исключительно на себя и проведение глубоких реформ экономики, сидящей на нефтегазовой игле. И тем более нужно понимать, что происходит в странах, на которые обратили свой взгляд некоторые деловые круги РФ. В первую очередь речь идет о Саудовской Аравии.

В начале июня в Москве нефтегазовая корпорация «Saudi Aramco» провела форум для российских компаний. Его цель – информирование бизнес-сообщества РФ о проектах корпорации и приглашение его к сотрудничеству. Многие сочли, что это мероприятие служит практическим подтверждением стремления саудовского руководства к налаживанию деловых связей с Россией. И это – при почти полном отсутствии на сегодняшний день торгово-экономических связей между двумя странами. При том, что, будучи крупнейшими производителями и поставщиками углеводородов на мировой рынок, Россия и Саудовская Аравия являются основными конкурентами на рынке нефти.

В условиях зависимости от США в сфере безопасности и сохранения стабильности режима династии Аль Сауд, КСА не пойдет на серьезную координацию действий с РФ как для обеспечения собственных интересов, так и для поддержания стабильности на мировом рынке нефти. Тем более что за Саудовской Аравией тянется длинный шлейф вмешательства в дела российских мусульман, учитывая, что Россия – страна с самым крупным в Европе мусульманским населением, а Эр-Рияд видит себя лидером арабо-мусульманского мира.

О сирийской войне и негативной роли в этом КСА нет смысла говорить – тут все ясно. Поэтому разговоры о том, что после четырехлетнего периода охлаждения в отношениях с Россией из-за разногласий по сирийскому кризису руководство Саудовской Аравии приняло решение отделить внешнюю политику от экономических связей и высказалось за установление с РФ «всеобъемлющего стратегического партнерства, не ограниченного во времени и не подверженного влиянию каких-либо конъюнктурных колебаний на международной арене», по меньшей мере несерьезны. А по большому счету — вредны, так как создают иллюзию у российского руководства относительно того, что от России хотят в Эр-Рияде. А хотят главным образом использовать игру «в сотрудничество» с Москвой для давления на Вашингтон и внесения трений в российско-иранское взаимодействие. На деле же вся линия КСА на мировом нефтяном рынке служит реализации целей Запада по экономическому удушению РФ с целью смены ее нынешней власти.

Все с нетерпением ожидали исхода министерской встречи ОПЕК 2 июня с.г. – первой после проведения в апреле с.г. переговоров о замораживании производства между странами-членами и производителями, которые в картель не входят, включая Россию. Хотя никто из серьезных аналитиков не ожидал, что в июне произойдет прорыв в вопросе ценообразования на нефть в сторону повышения стоимости «черного золота». Часть экспертов, в том числе российских, причем подпитывающих своими прогнозами и оценками российское правительство, полагала, что со сменой министра нефти КСА с А. аль-Наими на Х. аль-Фалиха нефтяная политика королевства будет скорректирована. Хотя оснований для этого не было, поскольку Эр-Рияд продолжал реализовывать свою прежнюю линию в этом вопросе для доведения до банкротства сланцевые компании США путем демпинга цен на нефть с целью сохранить за собой свой рынок сбыта. Хотя это обошлось Саудовской Аравии серьезными финансовыми потерями: при колебаниях цены за баррель на уровне 50 долларов, саудовская казна будет ежегодно недополучать свыше 50% своих бюджетных потребностей, которые превышают 260 млрд долларов. Если же цена нефти за баррель будет колебаться в диапазоне 40-50 долларов, то ежегодный дефицит бюджета КСА будет составлять 150 млрд долларов, т.е. свыше 60% потребностей бюджета. А фонд валютных резервов в КСА уже упал с почти 800 млрд долларов до 590 млрд долларов. И это при том, что неопределенность с ценой на нефть продлится, по оценкам, не менее 3-4 лет. При этом у Эр-Рияда особого маневра нет.

Поэтому и был принят план по диверсификации экономики КСА из-за резкого уменьшения пополнения бюджета за счет нефтедолларов. При этом одновременно ему нужно сохранять политику демпинга цен и отстаивания своего объема нефтяного экспорта. А это означает ужесточение финансовой дисциплины, отказ от целого ряда проектов, а также ликвидацию субсидий на воду, обучение, здравоохранение, топливо и продовольствие. Но все это сработает, если проект принца Мухаммеда бен Сальмана по созданию 2-триллионного инвестиционного фонда с целью входа на мировой финансовый рынок будет реализован на практике. То есть нефть предлагается заменить финансовыми инструментами.

Но это вряд ли реально. Нет нужных кадров, прежде всего своих. Десятилетиями политики саудовскую молодежь приучали к проеданию нефтедолларов, а не работе в реальных сферах. Поэтому в богатейшем королевстве нет ни боеспособной армии, ни управленческих кадров. Для реализации плана нужно дождаться смены 2-3-х поколений. А времени на это нет. Как только цены на нефть пойдут вверх и зафиксируются на достаточно высоком уровне, сланцевые компании начнут заново открывать законсервированные скважины. Это будет постоянно трясти рынок и, как результат, влиять на политику Эр-Рияда, в том числе и внешнюю. Саудовской Аравии придется отказаться от весьма затратных планов распространения и укрепления своего влияния в Ливане, Сирии, Ливии и Ираке. Как королевство завязло в Йемене, уже остро чувствуется. Придется резко уменьшить военные расходы. Тут уж не до закупки оружия у России и сотрудничества с Москвой в сфере мирного атома.

Ну а если в 2018 году цены на нефть достигнут хотя бы 70-80 долларов за баррель, то у Эр-Рияда просто пропадет интерес к реформам. И стагнация по пути структурных преобразований может стать агонией правящей семьи и страны в целом.

Поэтому на словах одно, а на деле – другое. В реалии Саудовская Аравия и все страны ССАГПЗ планируют серьезно нарастить добычу нефти уже к 2020 году. КСА, как ОАЭ и Кувейт, просто не пойдут в течение ближайших лет экономического спада на какие-то сокращения объемов экспорта нефти, даже если вся ОПЕК вместе с Россией будут упрашивать ее это сделать. Суточная добыча нефти в КСА останется на уровне не менее 10,5 – 11 млн баррелей, и России надо исходить именно из этого, а не уповать на повышение цены на нефть.

Но не поехав на министерскую встречу ОПЕК, министр энергетики РФ А. Новак поступил неграмотно. «Нас не пригласили», – заявил обиженно российский замминистра энергетики А. Яновский. А ведь накануне предыдущей встречи ОПЕК в Дохе со странами-экспортерами нефти, не входящими в картель, президент В. Путин делал все возможное, чтобы привести к соглашению Саудовскую Аравию и Иран, выступая посредником между двумя конкурентами, разделяющими Ближний Восток и сырьевой рынок, и убедить их заморозить производство топлива, чтобы стимулировать подъем цен. Сегодня, когда цена на нефть выросла с минимальных отметок до 50 долларов за баррель, Россия предпочитает выжидать: «Цена значительно подскочила, и вопрос замораживания производства перестал быть актуальным», — комментирует министр энергетики А. Новак.

А ведь среди причин роста цены за баррель после достигнутого 27 января минимума аналитики указывают пожары в Канаде, нападения на нефтепровод повстанцев в Нигерии и т.д. При этом активно циркулируют слухи, что Китай складирует миллионы баррелей нефти. Все эти причины порождают феномен роста нефтяных цен на фоне производства «черного золота» больше, чем его потребляют. По мнению экспертов Financial Times, порог в 50 долларов — худший вариант из возможных: с одной стороны, цена недостаточно высока, чтобы позволить нефтедобывающим экономикам избежать кризиса, со всеми вытекающими из этого политическими и геостратегическими последствиями, с другой — она не так низка, чтобы вынудить страны-производители нефти забыть о противоречиях и объединиться ради всеобщего спасения. «Правила рынка, спрос и предложение, действуют», — как заявил по приезду в Вену на конференцию ОПЕК министр нефти ОАЭ Сухейль аль-Мазруи, убежденный, что: «рынок справится с этим сам».

По словам представителя Ирака в ОПЕК Фалаха Аль-Амри, некоторые страны «были почти уничтожены» обрушением цены. В России ухудшение чувствуется уже непосредственно на населении: деловая газета «Ведомости» на днях сообщила, что впервые за почти 10 лет на 10% упали продажи лекарств, — знак того, что россияне экономят уже не только на необязательном, но и на жизненно необходимом. ОБСЕ только что ухудшила свой прогноз российской экономики с 0,4% до уровня ниже 1,7% в 2016 г., в то время как правительство РФ допустило некоторые послабления в ответных санкциях, ограничивающих закупки западной пищевой продукции, без чего на рынке могла бы наблюдаться нехватка продуктов первой необходимости, например, детского питания.

России, можно считать, еще «повезло» по сравнению с некоторыми членами ОПЕК. Так, Венесуэла находится на грани банкротства. Нигерию сотрясают войны с террористами. Ливия погружена в хаос. Ирак — театр военных действий. Вместе с Алжиром эти страны теперь называют «хрупкой пятеркой» (Fragile Five) — пять стран, неспособных выдержать сырьевую гонку, которые по причинам внутренних проблем сократили (за исключением Ирака) производство нефти.

Так что действия КСА, чем бы они не были продиктованы, наносят России прямой ущерб. И иллюзий на сей счет быть не должно. Особенно ввиду предстоящих выборов в США, где Эр-Рияд сделал откровенную ставку на победу Х. Клинтон, которая испытывает к Москве особую неприязнь. Как, впрочем, не надо иметь иллюзий в отношении и ваххабитского Катара, который по своей сути мало чем отличается от Саудовской Аравии. Да и в отношении всего ССАГПЗ. Итог недавнего раунда в Москве стратегического диалога с ним на уровне мининдел наглядно это показал. Это – ошибочная ставка.

Петр Львов, доктор политических наук, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».