EN|FR|RU
Социальные сети:

Федерализация Сирии – путь к ее спасению

Станислав Иванов, 26 апреля

1889096Как и ожидалось, временное перемирие между правительственными войсками и отрядами вооруженной оппозиции не привело к прекращению войны с радикальными исламистскими организациями типа ДАИШ, «Джабхат ан-Нусра» и др. Продолжаются ожесточенные бои за стратегически важный г. Алеппо и контроль над сирийско-турецкой границей, планируются операции по освобождению от «джихадистов» г. Ракка, других населенных пунктов.

В числе сдерживающей исламистов силы — отряды народной самообороны курдов, которые смогли не только дать достойный отпор бандформированиям «джихадистов» в курдских анклавах на севере страны, но и освободить ряд прилегающих к ним арабских территорий. Несмотря на артиллерийские обстрелы и военные провокации со стороны Турции, курдам удалось взять под контроль около 700 из 800 км сирийско-турецкой границы и тем самым затруднить транспортное сообщение между Турцией и Исламским халифатом.

В условиях, когда представителей курдов не приглашают к участию в женевских переговорах по будущему государственному устройству Сирии, и ни Дамаск, ни оппозиция не гарантируют им равных с арабами прав и свобод в новой конституции страны, курды вынуждены укреплять отряды самообороны и выстраивать свою модель региональной и муниципальной власти.

Сирийские курды представляют собой вторую по численности этническую группу Сирии (после арабов). До начала гражданской войны в стране насчитывалось около 3 млн курдов, что составляло свыше 10% всего населения страны. Большая часть сирийских курдов исторически проживает компактно, в трех анклавах на севере страны вдоль сирийско-турецкой границы с выходом на иракскую границу, имеются также общины курдов в г. Алеппо, Дамаске и других городах Сирии. В ходе гражданской войны 2011-2016 гг. курдское население страны сократилось до 2,5 млн человек, главным образом за счет вынужденных переселенцев и беженцев, несколько тысяч курдов погибло в ходе боевых действий с боевиками ДАИШ, «Джабхат ан-Нусра» и других исламистских группировок. Миграционные потоки сирийских курдов направлялись в основном в Турцию, Ливан, Иорданию, Иракский Курдистан, где они размещались в лагерях беженцев, нескольким тысячам курдов удалось эмигрировать в страны ЕС.

По своим религиозным взглядам, подавляющее большинство сирийских курдов (около 70%) исповедует ислам суннитского толка, около 20% – шииты, примерно один процент – езиды, небольшая часть курдов исповедует христианство. Основной диалект курдского языка в Сирии – курманджи. Как и курды других стран, сирийские курды отличаются национальной и религиозной толерантностью и стараются поддерживать доброжелательные отношения со всеми жителями Сирии и соседних стран.

Несмотря на то, что в начале «арабской весны» 2011 г. курды принимали активное участие в митингах и демонстрациях протеста против режима Башара Асада и даже подверглись репрессиям со стороны центральных властей, позже они заняли позицию строгого нейтралитета в гражданской войне. Они не хотели воевать ни на стороне правительства, ни на стороне вооруженной оппозиции. Естественно, что любые радикальные исламистские группировки также не могли рассчитывать на поддержку или хотя бы на сочувствие курдов. В то же время курды не отказывались от участия в различных форумах и переговорах по вопросам будущего государственного устройства Сирии.

Лидеры сирийских курдов неоднократно подчеркивали, что они не являются сепаратистами и хотели бы жить и дальше в сирийском государстве при гарантиях закрепления в новой конституции прав и свобод курдского этноса: статус автономии или субъекта федерации курдских районов, пропорциональное представительство курдов в центральных органах власти, курдский язык как второй государственный или язык регионального общения и т.п. Нейтралитет курдов обеспечил им возможность уже летом 2012 года после вывода правительственных войск из курдских анклавов приступить к созданию институтов гражданского общества и органов местного самоуправления. Из числа представителей городов и районов Сирийского Курдистана, провозгласивших самоуправление, был сформирован Народный совет Западного Курдистана, который взял на себя полномочия по разработке и принятию новых законов региона. Одними из первых законов, принятых новыми властями, стали законы, ликвидирующие дискриминацию по признакам национальной, языковой, половой, религиозной и социальной принадлежности; законы, регулирующие семейные отношения, в частности были запрещены насильственные браки, браки в несовершеннолетнем возрасте, многоженство, браки с выплатой калыма за невесту и другие; было принято новое наследственное право, так, например, были уравнены в правах наследники мужского и женского пола.

Изменения коснулись также сферы безопасности: отряды народной самообороны передали функции по обеспечению общественной безопасности и охраны правопорядка новому органу – «асаиш» (что-то среднее между полицией и спецслужбой). Повсеместно стали создаваться сельские, районные, городские советы, призванные упорядочить общественную жизнь на местах, была утверждена образовательная программа начального общего образования на курдском языке, начата подготовка преподавательских кадров, стали активно развиваться курдская культура и искусство.

Уже к концу 2012 г. в сложных условиях военно-политической обстановки курды смогли создать довольно эффективные органы власти и отряды народной самообороны с участием представителей всех этнических и религиозных групп населения региона (арабы, армяне, туркмены, ассирийцы, черкесы, курды-езиды и пр.). В рядах курдского ополчения сражаются и добровольцы из турецкого, иракского и иранского Курдистана, курдские женщины и юноши, не достигшие возраста 18 лет. В период осады «джихадистами» г. Кобани на помощь своим сирийским собратьям прибыли и несколько бригад «пешмерга» из Иракского Курдистана.

17 марта 2016 года свыше 30 политических партий северной части Сирии провели свой съезд в городе Румейлан (провинция Хасеке), где официально объявили о создании региональной федеративной администрации на севере Сирии под названием Рожава (в переводе с курдского — Запад). В форуме, который прошел под девизом «Демократическая федеративная Сирия — гарантия совместной жизни и братства народов», приняли участие 200 делегатов. При этом лидеры курдов подчеркивают, что федеративная система управления создается на контролируемых курдской Партией демократического союза (ПДС) территориях. Подчеркивается, что власти региональной администрации будут защищать интересы всех этнических групп и религиозных конфессий, проживающих в самоуправляемых районах. В сферу деятельности администрации Рожавы будут входить вопросы экономики, обороны и безопасности. Согласно решениям съезда, в регионе вскоре будут проведены выборы в учредительное собрание, а управлять территориями будет высший совет.

Официальный Дамаск назвал создание федеративного региона на севере страны незаконным. Правительство «предостерегает против любой попытки подорвать единство Сирии и территориальную целостность, под какими именами они бы ни выступали», — заявил сирийский МИД. Не поддержала создание курдского региона и сирийская оппозиция. Естественно, против образования новых территориально-административных структур в Сирии выступила Турция.

И все же, несмотря на явное неприятие идеи федерализации Сирии внутри страны, продолжающиеся нападки и угрозы со стороны турецких властей и попытки вторжения в курдские анклавы радикальных исламистов, в северной и северо-восточной части Сирии был создан автономный административный район — Рожава. Эта территория, известная также под названием Западный Курдистан, в административном отношении делится на три района (кантона): Джазира, Кобани и Африн, которые отделены друг от друга землями, населенными преимущественно арабами.

Демократическое самоуправление в курдских районах Сирии стало как бы защитной мерой и идеологическим ответом курдов на попытки радикальных исламистов вторгнуться в их анклавы и на игнорирование Дамаском и оппозицией интересов миллионов курдов. Курдский опыт может стать привлекательной моделью по мирному разрешению затянувшегося внутрисирийского конфликта и примирению основных конфессиональных групп страны: суннитов и алавитов.

Россия изначально выступала за равноправное участие курдов в переговорном процессе в Женеве и их роли в создании будущего сирийского государства. Открытие в феврале 2016 года представительства Сирийского Курдистана (Партии демократического союза) в Москве дало возможность прямого общения сирийских курдов с российскими государственными, партийными и общественными организациями, СМИ, научными кругами, курдскими общинами Российской Федерации и стран СНГ и позволило получать информацию по ситуации на севере Сирии из первых рук. Первое представительство администрации Рожава за рубежом было открыто в 2015 году в Иракском Курдистане, в ближайшее время планируется открыть подобные представительства в Праге, Вашингтоне, Лондоне, Берлине и столицах некоторых арабских стран.

Было бы оправданным нынешним властям Сирии и оппозиции поддержать инициативу курдов и всего населения Рожавы в их стремлении к миру и порядку в регионе и предусмотреть в будущей конституции возможность создания федеральных или автономных районов в стране. Такие подходы позволили бы избежать новых жертв и кровопролития в многонациональной и многоконфессиональной Сирии и сплотиться в борьбе с общим злом в лице сил радикальных исламистов. Может быть, это станет одним из способов сохранения единого сирийского государства в его нынешних границах.

Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».