EN|FR|RU
Социальные сети:

О встречах «на полях» очередного Саммита по ядерной безопасности

Владимир Терехов, 18 апреля 2016

3453544431 марта — 1 апреля с.г. в Вашингтоне состоялся четвёртый Саммит по ядерной безопасности, который проводится раз в два года, начиная с 2010 г. Главная цель создания данной политической площадки по планам Вашингтона сводилась к принятию конкретных мер по предотвращению террористических актов с помощью разного рода ядерных устройств. Предполагалось, что подобные устройства могут быть изготовлены некими злоумышленниками с использованием ядерных материалов, украденных из хранилищ тех стран, которые их применяют в различных целях, например, в атомной энергетике.

Указанный саммит был инициирован президентом США Бараком Обамой, который в период первого президентства вообще проявлял повышенный интерес к проблематике исключения ядерного оружия из арсенала стран-обладателей.

Трудно сказать, насколько эффективно работает этот Саммит в заявленной сфере предотвращения ядерного терроризма. Не вызывает, однако, сомнения, что он стал ещё одной подходящей политической площадкой (наряду со многими другими) для проведения встреч государственных руководителей на её “полях” с целью обсуждения проблем, не имеющих никакого отношения к теме работы Саммита.

Например, в 2014 г. в ходе очередного (третьего) его заседания в Гааге США попытались добиться прорыва в решении проблемы сложных отношений между двумя важнейшими американскими союзникам в Азии – Японией и Республикой Корея (РК). Само наличие этих проблем не позволяет реализовать давний проект Вашингтона по формированию тройственного американо-японо-южнокорейского военно-политического альянса с целью сдерживания Китая – главного геополитического оппонента США.

Тогда на территории американского посольства в Гааге была проведена трёхсторонняя встреча с участием президентов Барака Обамы и Пак Кын Хе, а также премьер-министра Синдзо Абэ. Эта встреча, впрочем, не привела к сколько-нибудь значимым для Вашингтона результатам.

Камнем преткновения для улучшения японо-южнокорейских отношений до недавнего времени оставалась тема разного отношения к периоду первой половины прошлого века, когда на территории Кореи располагались части японской императорской армии, что сопровождалось (довольно типичными для таких случаев) “издержками”. Главной из них оказалась проблема так называемых “женщин комфорта”, не раз обсуждавшейся в НВО. Прорыв в решении этой проблемы наметился в конце декабря 2015 г., когда министрами обеих стран было заключено Соглашение, которое, как полагают в Токио, должно “окончательно и бесповоротно” поставить в ней точку. Однако общественностью РК указанное Соглашение было встречено весьма холодно и вопрос об улучшении двусторонних отношений опять “завис”.

И вновь, как два года назад, американская администрация решила использовать “удачный случай” прибытия лидеров обоих азиатских союзников в одно место и в одно время. Наряду с разрешением (вроде бы) проблемы “женщин комфорта” проведению трёхсторонней встречи способствовало очередное обострение обстановки на Корейском полуострове. Оно было спровоцировано Северной Кореей в начале 2016 г. новыми ракетно-ядерными испытаниями, одинаково негативно встреченными в США, Японии и РК.

Судя по сообщениям новостных агентств и выступлению Б. Обамы на последующей пресс-конференции, единой позиции удалось достичь только по вопросу “сдерживания и предотвращения провокаций со стороны Северной Кореи”.

В то же время по вопросу о ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ), крайне важному как для США и Японии, так и для противостоящего им Китая, Пак Кын Хе, видимо, пыталась сохранить определённую свободу рук. Во всяком случае, на совместной пресс-конференции не звучали обычные для американских и японских официальных лиц обороты о “необходимости соблюдения свободы судоходства в ЮКМ”. Это словосочетание весьма нагружено скрытым смысловым содержанием. Оно, в частности, подразумевает отрицание США и Японией права на сооружение Китаем искусственных островов в ЮКМ и строительства на них военных объектов. Собственно, оба главных оппонента Китая вообще не согласны (более или менее явно) с претензиями Пекина на обладание 80% акватории ЮКМ.

Пока, судя по итогам последней трёхсторонней встречи, нет оснований полагать, что Вашингтон сколько-нибудь заметно продвинулся на пути к формированию военно-политического союза США–Япония–РК. В Токио надежду на прогресс в отношениях с Сеулом связывают теперь с итогами парламентских выборов 13 апреля с.г.

Вторым примечательным событием “на полях” Саммита по ядерной безопасности стала полуторачасовая встреча лидеров США и КНР. Следует напомнить, что она состоялась спустя лишь полгода после подробных переговоров по всем проблемам в отношениях между ведущими мировыми державами в ходе прошлогоднего официального визита Си Цзиньпина в США и только через три месяца после беседы между ними же на полях конференции по климатическим изменениям, состоявшейся в Париже в декабре 2015 г.

В КНР обратили внимание как на это обстоятельство, так и на то, что тема последней встречи заняла центральное место в американской прессе, освещавшей ход и итоги Саммита по ядерной безопасности. На базе этих фактов делается вывод “о чрезвычайной значимости” Китая во всех аспектах функционирования США.

Что касается содержательной стороны переговоров, то основное внимание, как и на американо-японо-южнокорейской встрече, было уделено ситуации на Корейском полуострове. Кроме того, Б. Обама, видимо, затрагивал такие неприятные для Пекина темы, как “проблемы” с правами человека в КНР и ситуация в Южно-Китайском море.

“Приглаженные” официальные формулировки, описывающие подобного рода встречи, не могут скрыть нарастания серьёзных проблем в отношениях между двумя ведущими мировыми державами. В этом плане примечательной стала пикировка представителей МО обеих стран по вопросу возможного введения Китаем так называемой “Опознавательной зоны ПВО” (ADIZ) над ЮКМ, аналогичной той, которая в конце 2013 г. была введена над Восточно-Китайским морем. Взаимные резкости по этому поводу были произнесены как раз в день встречи Си Цзиньпина и Барака Обамы.

Спустя лишь три дня после неё в ЮКМ начались очередные американо-филиппинские военные учения “Плечом к плечу” (Balikatan). Их сценарий, масштабы, а также формат участия в них Японии и Австралии (впервые за всё время проведения) заслуживают отдельного рассмотрения.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».