Недавно стало известно о разморозке крупнейшего китайского проекта на острове Шри-Ланка. Речь идет о строительстве огромного жилого массива «Сити-порт» около Коломбо, главного порта Шри-Ланки. Новый район будет оснащен многочисленными торговыми, логистическими и спортивными объектами. Идею строительства выдвинул лично председатель КНР Си Цзиньпин еще в 2014 г. и пообещал, что Китай проинвестирует в проект $1,4 млрд. Тогдашний президент Шри-Ланки Махинда Раджапаксе с готовностью одобрил проект, поскольку разоренная гражданской войной (длившейся с 1983 по 2009 гг.) Шри-Ланка крайне нуждалась в инвестициях и уже не раз получала их от Китая.
При помощи КНР на острове уже полным ходом восстанавливалас
В то же время, 26 марта 2015 г., новоиспеченный президент М. Сирисена и Си Цзиньпин встретились в Пекине, чтобы обсудить дальнейшее развитие шри-ланкийско-ки
Завершились переговоры на дружеской ноте. Си Цзиньпин высказал пожелание о скорейшем завершении переговоров между странами о создании зоны свободной торговли и в очередной раз подтвердил желание КНР, чтобы Шри-Ланка приняла участие в проекте «Морской Шелковый путь», что открыло бы ей доступ к резервам Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
Но что же явилось причиной приостановки проекта? Вполне вероятно, что здесь определенную роль могла сыграть Индия. Влияние Китая на Шри-Ланке очень беспокоит индийское руководство, которое видит в нем как экономическую, так и военную угрозу. Остров находится у самых берегов Индии, отделенный лишь узким проливом, и китайское присутствие на нем может создать для нее немалые неприятности. Особенно тревожным сигналом для Дели был заход китайской подводной лодки в тот самый порт Коломбо в 2014 г. Индийское руководство восприняло этот инцидент с большим возмущением. Китайская активность на Шри-Ланке открыто была названа угрозой индийской безопасности. Стоит отметить, что первый свой визит в качестве нового президента Шри-Ланки М. Сирисена нанес именно в Индию, и решение о заморозке проекта «Сити-порт» могло быть принято под давлением индийской стороны. Не исключено также, что президент Сирисена мог использовать недовольство Индии и возможное ухудшение отношений с ней как предлог, чтобы получить какие-то дополнительные выгоды от Китая. Вряд ли бы он стал рисковать лишиться финансовой поддержки КНР и требовать от нее пересмотра прежних сделок, если бы не мог в случае неудачи отвернуться от Пекина в сторону Дели.
Таким образом, вполне вероятно, что мы были свидетелями очередного акта китайско-индийск
Как бы то ни было, сейчас китайская государственная компания «China Communications Construction» снова получила разрешение на строительство возле порта Коломбо, а Шри-Ланка получает самую большую инвестицию за всю свою историю. Объект должен будет стать важной точкой на «Морском Шелковом пути». Захочет ли КНР размещать там военные объекты – неизвестно, однако на упомянутой выше встрече в марте 2015 г. руководитель КНР помимо прочего заявил о намерении расширить сотрудничество с Шри-Ланкой в области обороны, а шри-ланкийский президент эту идею поддержал.
Совершенно очевидно, что спокойствия в регионе после всех этих событий не прибавится. США, озабоченные сдерживанием китайской экспансии, уже призывают к созданию военного альянса, в который входили бы, кроме Америки, также Япония, Австралия и Индия для сохранения своего влияния в Индийском океане и Южно-Китайском море. Китай отвечает на это протестами, обещаниями построить множество новых авианосцев и строительством военных баз на искусственных островах. Не исключено, что в сложившихся условиях Индия, всегда исповедовавшая политику неприсоединения и не состоящая ни в одном военном блоке, может пересмотреть свои взгляды. Так или иначе, в последние годы она активно наращивает военно-морское взаимодействие с конкурентами Китая, в частности, с Вьетнамом. Следовательно, в этом случае мы станем свидетелями нового витка противостояния двух региональных гигантов – на этот раз на морских просторах.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».