26.03.2016 Автор: София Пале

Шри-Ланка: еще одно поле битвы Индии и Китая

17750677

Недавно стало известно о разморозке крупнейшего китайского проекта на острове Шри-Ланка. Речь идет о строительстве огромного жилого массива «Сити-порт» около Коломбо, главного порта Шри-Ланки. Новый район будет оснащен многочисленными торговыми, логистическими и спортивными объектами. Идею строительства выдвинул лично председатель КНР Си Цзиньпин еще в 2014 г. и пообещал, что Китай проинвестирует в проект $1,4 млрд. Тогдашний президент Шри-Ланки Махинда Раджапаксе с готовностью одобрил проект, поскольку разоренная гражданской войной (длившейся с 1983 по 2009 гг.) Шри-Ланка крайне нуждалась в инвестициях и уже не раз получала их от Китая.

При помощи КНР на острове уже полным ходом восстанавливалась разрушенная инфраструктура, была построена сеть автомобильных дорог, железная дорога, угольная электростанция. Однако новый президент Шри-Ланки, Майтрипала Сирисена, пришедший к власти в январе 2015 г., приостановил проект, объяснив это возможной угрозой экологии острова, что помимо прочего нанесло бы серьезный удар по туристическому бизнесу, являющемуся важной составляющей шри-ланкийской экономики. К слову говоря, предыдущий президент М. Раджапаксе проиграл выборы во многом из-за потери к нему народного доверия: в последние годы китайские проекты позволили ему получить баснословные нелегальные прибыли, в правительстве оказались все его родственники, а независимые СМИ попали под гонения. Однако в марте 2016 г. новый президент М. Сирисена разморозил проект без особой корректировки, несмотря на то, что безопасность строительства для экологии острова так и не была доказана. Таким образом, истинные причины более чем годового простоя вызывают сомнения.

В то же время, 26 марта 2015 г., новоиспеченный президент М. Сирисена и Си Цзиньпин встретились в Пекине, чтобы обсудить дальнейшее развитие шри-ланкийско-китайских отношений. Тогда оба политика высказались за укрепление и развитие дружбы и сотрудничества. Много говорилось о взаимодействии в таких областях, как сельское хозяйство, наука, медицина, образование, туризм и т.д. При этом Си Цзиньпин посчитал нужным напомнить, что дружба народов Китая и Шри-Ланки – их общее достояние, созданное усилиями многих поколений, и Китай всегда уделял островному государству большое внимание в своей внешней политике. Вероятно, это напоминание потребовалось потому, что одной из целей визита шри-ланкийского президента в Китай был пересмотр некоторых сделок, заключенных странами на сумму более $5 млрд. в правление предыдущего президента. Также руководством Шри-Ланки высказывались претензии по поводу чрезмерной процентной ставки по кредитам, предоставленным стране Китаем на восстановление и развитие ее инфраструктуры. На это китайская сторона ответила, что остановка такого масштабного проекта, как «Сити-порт» может отвратить от Шри-Ланки потенциальных инвесторов, которые могут усомниться в надежности ее руководства. Также было отмечено, что для привлечения иностранных инвестиций крайне важна последовательность в государственной политике, и что в настоящий момент Шри-Ланка нуждается в денежных вливаниях извне больше, чем когда бы то ни было.

Завершились переговоры на дружеской ноте. Си Цзиньпин высказал пожелание о скорейшем завершении переговоров между странами о создании зоны свободной торговли и в очередной раз подтвердил желание КНР, чтобы Шри-Ланка приняла участие в проекте «Морской Шелковый путь», что открыло бы ей доступ к резервам Фонда Шелкового пути и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

Но что же явилось причиной приостановки проекта? Вполне вероятно, что здесь определенную роль могла сыграть Индия. Влияние Китая на Шри-Ланке очень беспокоит индийское руководство, которое видит в нем как экономическую, так и военную угрозу. Остров находится у самых берегов Индии, отделенный лишь узким проливом, и китайское присутствие на нем может создать для нее немалые неприятности. Особенно тревожным сигналом для Дели был заход китайской подводной лодки в тот самый порт Коломбо в 2014 г. Индийское руководство восприняло этот инцидент с большим возмущением. Китайская активность на Шри-Ланке открыто была названа угрозой индийской безопасности. Стоит отметить, что первый свой визит в качестве нового президента Шри-Ланки М. Сирисена нанес именно в Индию, и решение о заморозке проекта «Сити-порт» могло быть принято под давлением индийской стороны. Не исключено также, что президент Сирисена мог использовать недовольство Индии и возможное ухудшение отношений с ней как предлог, чтобы получить какие-то дополнительные выгоды от Китая. Вряд ли бы он стал рисковать лишиться финансовой поддержки КНР и требовать от нее пересмотра прежних сделок, если бы не мог в случае неудачи отвернуться от Пекина в сторону Дели.

Таким образом, вполне вероятно, что мы были свидетелями очередного акта китайско-индийского противостояния, в котором Китай, по-видимому, одержал победу.

Как бы то ни было, сейчас китайская государственная компания «China Communications Construction» снова получила разрешение на строительство возле порта Коломбо, а Шри-Ланка получает самую большую инвестицию за всю свою историю. Объект должен будет стать важной точкой на «Морском Шелковом пути». Захочет ли КНР размещать там военные объекты – неизвестно, однако на упомянутой выше встрече в марте 2015 г. руководитель КНР помимо прочего заявил о намерении расширить сотрудничество с Шри-Ланкой в области обороны, а шри-ланкийский президент эту идею поддержал.

Совершенно очевидно, что спокойствия в регионе после всех этих событий не прибавится. США, озабоченные сдерживанием китайской экспансии, уже призывают к созданию военного альянса, в который входили бы, кроме Америки, также Япония, Австралия и Индия для сохранения своего влияния в Индийском океане и Южно-Китайском море. Китай отвечает на это протестами, обещаниями построить множество новых авианосцев и строительством военных баз на искусственных островах. Не исключено, что в сложившихся условиях Индия, всегда исповедовавшая политику неприсоединения и не состоящая ни в одном военном блоке, может пересмотреть свои взгляды. Так или иначе, в последние годы она активно наращивает военно-морское взаимодействие с конкурентами Китая, в частности, с Вьетнамом. Следовательно, в этом случае мы станем свидетелями нового витка противостояния двух региональных гигантов – на этот раз на морских просторах.

София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Похожие статьи: