Укрепление стратегического присутствия в Центральной Азии не является новой концепцией Пекина. Этот регион весьма важен для КНР не только как значительный рынок для китайских товаров, источник нефти и газа для электростанций Китая, но и как инструмент национальной безопасности, особенно в условиях подхода к урегулированию синьцзянской проблемы. Президент Си Цзиньпин неоднократно за последний год дополнительно обращал внимание на необходимость усиления этой политики в применении к усилению безопасности на северо-западе Китая. Им, в частности, прямо подчеркивалось, что успешное участие КНР в экономическом развитии, политическом и военно-стратегич
Взаимодействуя с ЦА через «Экономический пояс Шелкового пути» и ШОС, Китай выстраивает долгосрочные партнерские отношения с каждой страной региона по отдельности, ввиду нерешенных внутрирегиональн
В целях реализации этих задач Китай уже инвестировал значительные средства в энергетическую и транспортную инфраструктуру пяти стран Центральной Азии. Так, китайская государственная нефтегазовая компания «China National Petroleum Corporation» (CNPC) построила газопровод Центральная Азия–Китай, транспортирующий газ по маршруту «Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай». В дополнение к уже существующим трем веткам газопровода, обеспечивающим прохождение 55 млрд кубометров, с запуском новой линии объемы газа из Центральной Азии в Китай увеличатся на 30 млрд кубометров, что составит 20% от прогнозируемого потребления Китая к 2020 году.
Эта же компания CNPC также участвовала в строительстве и финансировании нефтепровода «Казахстан–Китай
Оба указанных проекта соединяют ЦА и Китай через территорию Синьцзяна.
Китай активно участвует в развитии транспортной инфраструктуры в Центральной Азии, предоставив, в частности, кредит на сумму 280 млн долларов США для строительства автодороги «Душанбе–Чанак» в Таджикистане и реализуя новую внешнеполитическ
Из накопленных к 2015 г. $27 млрд китайских прямых инвестиций в наиболее крупные экономики ЦА, $23,6 млрд приходится на Казахстан, 98% из которых связаны с топливным комплексом — добычей и транспортировкой нефти и природного газа.
Растут объемы взаимной торговли Китая с Таджикистаном и китайские инвестиции в эту страну. В частности, на такие крупные инфраструктурные проекты, как строительство ТЭЦ «Душанбе-2», железнодорожный тоннель «Яван-Вахдат», Хатлонский сельскохозяйстве
Активно участвует Китай в развитии и транспортной инфраструктуры Узбекистана, частично профинансировав в размере кредита в $350 млн прокладку электрифицирован
Однако в торгово-экономич
Помимо экономических отношений, весьма важной частью стратегического подхода Китая к Центральной Азии является развитие и углубление сотрудничества в вопросах безопасности и военно-техническ
В качестве весьма важного инструмента стратегического проникновения и закрепления в регионе Центральной Азии Пекин рассматривает развитие культурных связей, в особенности обучение проживающего в этом регионе населения китайскому языку через активно расширяющуюся сеть филиалов Института Конфуция. Об успехах такой политики может свидетельствоват
Кроме учебных и культурных программ, КНР в Центральной Азии работает над созданием позитивного имиджа через СМИ. На территории ряда республик ЦА вещает китайский государственный канал «CCTV», на государственных каналах регулярно выходят передачи о Китае, размещаются блоки новостей китайского государственного информационного агентства «Синьхуа».
Однако такое весьма активное сближение Китая со странами Центральной Азии и увеличение числа мигрантов из КНР вызывает беспокойство среди местных жителей региона. По мере увеличения китайского влияния в ЦА, ключевым стратегическим вызовом для Пекина становится местное противостояние «китайскому господству» или «синофобия» в некоторых частях региона. Это является результатом попыток Китая сблизиться с принимающими странами при инвестировании, в том числе и с использованием коррупционных рычагов, в сочетании с местными опасениями «китайского захвата». Указанные опасения усиливаются также и тем, что инфраструктурные проекты, финансируемые китайскими компаниями, как правило, сопровождаются китайскими подрядчиками и управлением, которые не всегда учитывают местные правила. Это часто приводит к местным протестам и нападениям на китайских рабочих.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».