EN|FR|RU
Социальные сети:

Япония: пять лет катастрофе 11. 03. 2011 г.

Владимир Терехов, 20 марта

345345344411 марта 2016 г. исполнилось ровно пять лет с начала одной из крупнейших в мировой истории естественно-техногенных катастроф, которая была спровоцирована землетрясением магнитудой в 9 баллов. Эпицентр землетрясения располагался в 150 км к северо-востоку от побережья главного японского острова Хонсю на глубине 24 км под морским дном. Высота поднявшейся волны цунами, которая обрушилась на прибрежные районы шести префектур, находилась в пределах 5-40 метров.

Она стала главной причиной гибели около 20 тыс. человек, а также частичного или полного разрушения 62 городов и деревень. Несколько сотен тысяч человек лишились жилья, а около 600 кв. км территории оказались на короткое время под морской водой и завалены различного рода мусором, оставшимся после ухода воды. Резко повысился уровень засоленности земель сельскохозяйственного назначения.

К специфическим (и значительно более растянутым во времени) последствиям привела третья компонента катастрофы, обусловленная ударным воздействием цунами высотой около14 метров на АЭС “Фукусима-1”, состоявшей из шести энергетических блоков. В частности, 12, 14 и 15 марта последовали взрывы на первом, третьем и втором её реакторах.

Удар цунами вывел из строя системы охлаждения всех этих трёх реакторов, что привело к частичному или полному расплавлению их ядерных топливных сборок, а взрывы – к одномоментным выбросам в атмосферу радиоактивных веществ и заражению почвы на расстоянии от 20-и до 30-и км от АЭС. Уже 15 марта зона полного отчуждения (то есть запрета нахождения в ней людей) распространилась на 20 км от АЭС. На расстоянии от 20 до 30 км предложение жителям покинуть жилища носило рекомендательный характер.

Число людей, находящихся к настоящему времени вне мест их прежнего проживания, с точностью не установлено, поскольку многие из них (прежде всего несовершеннолетние) уехали к родственникам, минуя процедуру регистрации. В любом случае количество переселенцев продолжает исчисляется десятками тысяч.

Расплавление ядерных сборок и заражение почвы являются главными долговременными последствиями аварии на АЭС “Фукусима-1”. В частности, удаление ядерного расплава из реакторов не ожидается ранее, чем через 40 лет.

Долгоиграющие последствия этой аварии, а также неясность с перспективой возвращения переселенцев на места прежнего проживания, актуализация темы состояния здоровья как самих пострадавших, так и родившихся у них после 11. 03. 2011 г. детей позволяют говорить, что катастрофа перешла из острой в вялотекущую продолжительную стадию.

Население начинает относиться к ней как взрослый человек к вдруг возникшей неприятной, но не смертельной “болячке”. Об этом свидетельствует падание общественного интереса ко всему, что связано с проблематикой “Фукусимы-1”.

Вплоть до последнего времени правительство отказывалось даже прогнозировать сроки снижения радиации в особо зараженных регионах до уровня, который позволил бы “резидентам” вернуться на прежнее место жительства. И многие из них, потеряв на это надежду, начинают навсегда обустраиваться в новых местах.

Между тем, только государственные затраты на ликвидацию всех последствий указанной катастрофы первоначально (и весьма приблизительно) оценивались в 100 млрд долл. Но, скорее всего, эта сумма будет превышена в разы. Без преувеличения можно сказать, что с даты 11 марта 2011 г. началась новая страница в истории послевоенной Японии, ибо события пятилетней давности сказались практически на всех аспектах деятельности страны.

Продолжавшийся вплоть до осени 2014 г. мораторий на эксплуатацию АЭС (доля которых в объеме вырабатываемой в Японии электроэнергии до катастрофы 11. 03. 2016 г. составляла около трети) привёл к резкому увеличению количества закупаемых на международных рынках углеводородов для ТЭС.

Это стало причиной отрицательного баланса внешней торговли Японии уже в 2011 г. (впервые за предыдущие три десятилетия), который в последующие годы непрерывно возрастал. В 2013 г. он составил 115 млрд дол., что свело на нет все положительные тренды в японской экономике, вызванные новым экономическим курсом премьер-министра Синдзо Абэ (получившим название “абэномика”).

А в условиях возрастания на международной арене конкуренции с Китаем вопросы поддержания экономического здоровья и свободного доступа к основным мировым источникам углеводородов приобретает для Японии стратегически значимую роль.

Поэтому после долгих колебаний (и вопреки общественному мнению) в сентябре 2014 г. правительство выдало, наконец, разрешение на перезапуск двух энергетических реакторов АЭС “Сёндай”, расположенной в провинции Кагосима южного острова Кюсю. Судя по всему, правительство будет и далее (несмотря на протесты общественности) постепенно вводить в эксплуатацию АЭС. Как остановленные на перепроверку соответствия новым (резко ужесточённым) требованиям по безопасности, так и строить новые.

Ибо сегодня, как никогда ранее, остро стоит проблема энергетического самообеспечения Японии. Если до аварии на АЭС “Фукусима-1” доля ввозимых из-за рубежа углеводородов составляла около 70% в энергобалансе страны, то после вывода из эксплуатации АЭС она поднялась до уровня 90%.

Между тем нефть и сжиженный газ приходится везти в основном из зоны Персидского залива по морскому торговому маршруту, крайне уязвимому для потенциальных атак со стороны тех или иных геополитических “недоброжелателей”. А самым слабым звеном этого маршрута сегодня оказывается Южно-Китайское море (ЮКМ).

В Японии уделяется особое внимание всем перипетиям территориальной борьбы в ЮКМ между Китаем и его южными соседями, часть из которых уже откровенно опирается на поддержку США и призывает к тому же Токио.

Наконец, следует кратко коснуться вопроса о “преступлении и наказании”. Без определения причин и конкретных виновников катастрофы масштаба той, которая произошла на “Фукусиме-1”, обойтись, конечно, было нельзя. Собственно, общественное мнение (и поддержавшее его правительство) практически сразу нашло главного виновника.

Уже тогда осуждающие пальцы были направлены в сторону TEPCO (Tokyo Electric Power Co.), то есть компании-оператора данной АЭС. И в декабре 2011 г. специальная государственная комиссия эти общественные настроения подтвердила. Отметив также неэффективность государственной системы контроля и реагирования на поступающую информацию.

Тем не менее в 2013 г. прокуратура отказалась вынести обвинение руководству TEPCO по причине исключительного характера изначальных причин катастрофы 11 марта 2011 г.

Однако в июле 2015 г. дело принял так называемый Независимый комитет граждан, специально созданный для рассмотрения всех аспектов этой катастрофы. Именно он в конце февраля с.г. посчитал виновными в произошедшем трёх бывших руководителей TEPCO, с чем отказались согласится сами обвинённые. Остаётся неясным, какие юридические последствия будет иметь это решение.

По случаю пятилетия катастрофы 11 марта 2011 г. к народу обратился император Японии Акихито со словами “самого глубокого сожаления” в связи с последствиями случившегося и, вместе с тем, “восхищения военными, полицейскими, пожарными, пограничниками, а также теми сотрудниками центральной и местных властей и добровольцами”, которые, не взирая на угрозу собственной жизни, занимались поиском и спасением пострадавших.

В свою очередь премьер-министр С. Абэ, выступая в парламенте по тому же случаю, обещал продолжить восстановительные работы в префектуре Фукусима, с тем чтобы к моменту проведения в Японии Олимпийских игр 2020 г. увеличился втрое (по сравнению с нынешним уровнем) поток туристов в регион Тохоку. Расположенный на северо-востоке острова Хонсю, этот регион включает в себя те шесть префектур, которые в той или иной мере пострадали в результате совместного действия землетрясения, цунами и аварии на АЭС “Фукусима-1”.

Можно только пожелать успехов руководству и народу Японии в мероприятиях по преодолению последствий самой тяжёлой катастрофы во всей послевоенной истории страны.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».