EN|FR|RU
Социальные сети:

Торговая палата ЕС о проблемах в китайской экономике

Владимир Терехов, 06 марта

2342342333Похоже, тревожную оценку известного мирового спекулянта Джорджа Сороса уже ближайшего будущего китайской экономики (а следовательно, и глобальной экономики в целом) действительно нельзя полностью отнести к плоду недоброжелательных фантазий, как это пытались представить на первых порах в КНР.

Нечто напоминающее то, о чём говорил в конце января с.г. Дж. Сорос в нашумевшем интервью телеканалу Bloomberg, спустя ровно месяц обсуждали в Пекине в ходе презентации отчёта “Избыточные производственные мощности Китая. Замедление реформ, инициированных КПК”. Он был подготовлен группой специалистов Торговой палаты ЕС в Китае (The European Union Chamber of Commerce in China) – неправительственной организации, созданной в 2000 г. 51-ой европейской компанией с целью продвижения интересов бизнеса стран ЕС в одной из крупнейших мировых экономик.

Палата внесла свой вклад в процесс быстрого развития экономических отношений ЕС с КНР. В настоящее время объём двусторонней торговли товарами и услугами приближается к 600 млрд долл. (то есть примерно равен американо-китайской торговле) с заметным (порядка 150 млрд долл.) дефицитом для ЕС.

Напомним, что под “реформами, инициированными КПК”, принято считать длительный процесс всестороннего преобразования Китая, начатый в 1978 г. Дэн Сяопином, главным образом, с целью преодоления негативных последствий политики “большого скачка”, проводившейся на рубеже 50-60-х годов под руководством Мао Цзэдуна.

Западные эксперты не видят некой единой стратегии, реализуемой в прошедший с тех пор 40-летний период, полагая, что на отдельных его этапах руководство КПК действовало, скорее, “по обстоятельствам”, реагируя на возникающие проблемы.

Кроме того, они считают фундаментальной проблемой реформ Дэн Сяопина (сохраняющейся до сих пор) попытку совместить социалистическое государственное устройство КНР (в частности, главенство КПК практически во всех аспектах деятельности страны) и введение рыночных механизмов в экономику, а также инициирование политики “открытых дверей”, предусматривающую широкое привлечение иностранного капитала.

Именно эта проблема, по их мнению, предопределила негибкость китайской экономики к изменениям конъюнктуры на международных рынках, роль которых неизмеримо возросла по мере развития реформ Дэн Сяопина.

Негативные последствия попыток “совмещения несовместимого” и призваны были продемонстрировать итоги анализа экспертами Торговой палаты ЕС, главным образом, состояния китайской металлургической промышленности, а также её места на международном рынке. Выводы работы нашли отражение не только в заголовке, но и в художественном оформлении обложки документа, выполненной в сумеречных тонах.

В ходе её презентации руководитель Палаты Йорг Вутке сделал некоторый реверанс в сторону руководства КНР, отметив “позитивное влияние попыток преодоления последствий избыточного потенциала” китайской промышленности. Вместе с тем он отметил, что сохраняется “большое число проблем, требующих решения”.

В работе, в частности, указывается, что, хотя Китай экспортирует лишь небольшую часть производимой стали, объём китайского экспорта в полтора раза превышает общее количество стали, выплавляемой в США. С целью поддержки собственных сталелитейных компаний США и ряд других стран (в частности, Индия) используют инструмент таможенных “антидемпинговых” барьеров. Что не способствует развитию международной торговли.

Авторы отмечают, что избыточность в КНР располагаемых мощностей характерна также для производства алюминия и цемента, судостроения, а также некоторых других отраслей промышленности.

В Китае, конечно, и без “подсказок” прекрасно осведомлены о проблеме избыточности располагаемого производственного потенциала. И хотя в публичных выступлениях ответственных чиновников (например, из министерства торговли) указывается, что в нынешних условиях общего спада мировой экономики, эта проблема характерна и для других стран, но 2016 г. объявлен в КНР этапным по её решению.

В частности, предполагается закрытие большого количества так называемых “зомби-фирм” (которые иногда определяются как “чемодан без ручки”), что в металлургии позволит сократить производство стали на 100-150 млн т.

С учётом закрытия “зомби-фирм” в других отраслях промышленности это приведёт к тому, что количество сокращённых рабочих мест будет исчисляться миллионами. Именно социальные последствия подобного решения долгое время удерживало руководство КНР от перехода к радикальным мерам в области реструктуризации экономики.

Будут ли эти меры носить характер “посадки” китайской экономики, тем более “жёсткой”, как полагает Дж. Сорос, вопрос, скорее лингвистически-семантического рода.

Что же касается глобальных последствий проблем в китайской экономике, то их уже увидели, в частности, в Японии, когда подвели собственные экономические итоги последних кварталов 2015 г. Несмотря на присутствие такого благоприятного (для Японии) фактора, как падение цен на энергоносители, было зафиксировано сокращение (а не рост) ВВП по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Наметившееся еще в третьем квартале 2015 г., это падение продолжилось и в четвёртом. Основной вклад в общее ухудшение экономических показателей Японии в четвёртом квартале внесли сокращение как объёмов потребления населением страны, так и экспорта произведенной продукции (соответственно, на 0,8% и 0,9%). Как раз во второй компоненте комментаторы увидели негативное влияние проблем в китайской экономики.

Наконец, нельзя не коснуться потенциального влияния обсуждаемого исследования Торговой палаты ЕС на политические аспекты китайско-европейских отношений и, шире, на развитие игры в одном из важнейших фрагментов мирового игровой картины, каковым является треугольник “Китай-ЕС-США”. Поскольку представляется бесспорной тесная взаимосвязь экономических и политических аспектов международных отношений при крайней сложности ответа на вопрос о первичности какого-либо из этих аспектов (если подобная постановка вопроса вообще корректна).

Нет никаких оснований для подозрений в предвзятости авторов исследования проблем китайской экономики, проведенного Торговой палатой ЕС. Более того, его выводы вполне могут рассматриваться в качестве благожелательных рекомендаций со стороны заинтересованного партнёра.

И всё же, они не могут не “работать” против политики тех кругов европейского истеблишмента, которые стремятся к укреплению всесторонних связей с КНР, что вызывает очевидную настороженность в США.

В частности, по мнению автора настоящей статьи, общая пессимистическая “тональность” работы (по крайней мере) не будет способствовать решению такого важного вопроса в системе отношений “США-Китай-ЕС”, как предоставление европейцами в текущем году статуса “рыночной” китайской экономике. В этом плане примечательным стал запрос ведущих стран ЕС на предмет проверки отсутствия демпинга в цене на импортируемую китайскую сталь, сделанный в начале февраля с.г.

Хотя не исключается и прямо противоположный вывод: исследование Торговой палаты ЕС на тему проблем в китайской экономике, будучи принятым во внимание руководством КНР в практическом плане, как раз поспособствует как решению указанных проблем, так и предоставлению китайской экономике статуса “рыночной”.

Как говорится, будущее покажет. И совсем недалёкое.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».