Непал – небольшое государство, которое словно меж двух огней зажато между азиатскими гигантами – Китаем и Индией. Как известно, Индия – основной соперник Китая в Азии. Помимо прочих споров, уже много лет они ведут борьбу за влияние в Непале. И КНР, и Индия не прочь обзавестись зоной влияния у самых границ конкурента. При этом обе страны по мере сил препятствуют самостоятельност
Китай давно наращивает взаимодействие со странами, граничащими с Индией, желая ослабить ее позиции в регионе. Как сказал Мао Цзэдун, «Тибет – ладонь Китая; Кашмир, Бутан, Непал, Сикким и Ладак – его 5 пальцев, чтобы схватить Индию!». С тех пор Ладак, Сикким и часть Кашмира стали частью Индии. Однако за Бутан и Непал Китай еще намерен побороться. Китайские инвестиции в Непал в 2015 г. составили свыше полумиллиарда американских долларов – в сравнении с лишь $120 млн в 2012 г. Помимо Непала, КНР сотрудничает с Мальдивами, Шри-Ланкой и с главным противником Индии – Пакистаном. Китай делает огромные инвестиции в экономики этих стран, стремясь взять Индию в кольцо из своих союзников. Индия, в свою очередь, пытается перетянуть соседей на свою сторону. В конце 2014 г. премьер-министр Нарендра Моди заявил о намерении Индии устранить препятствия для экспорта из соседних стран и принять ряд других мер для стимулирования экономического сотрудничества. Стоит признать, что финансовый перевес оказался все же на стороне КНР, поскольку инвестировать она может больше. В последние несколько лет китайское влияние в Непале заметно возросло: как экономическое, так и политическое и идеологическое, что связано с приходом к власти маоистов.
Однако с Индией Непал накрепко связан общей культурой и религией, немалая часть непальцев принадлежит к народности мадхеси, считающей себя и непальцами, и индийцами. Самое важное, что с Китаем Непал связывает лишь перевал через непроходимые горы, в то время как индийско-непальс
Вероятно именно для того, чтобы снизить монополию Индии на поставки в Непал, и была разработана идея продлить высокогорную Цинхай-Тибетскую дорогу до непальской столицы Катманду. Об этом проекте заявили СМИ КНР в начале апреля 2015 г. По заявлениям китайской стороны, инициатором проекта было правительство Непала, обратившееся к КНР с соответствующей просьбой. Строительство обещает быть чрезвычайно сложным. С севера Непал обрамлен Большим Гималайским хребтом, на протяжении которого он граничит с Тибетским автономным районом КНР. Проложить дорогу по горам или обойти их не представляется возможным. Таким образом, речь идет о сооружении горного тоннеля. По словам одного из создателей проекта, Ван Мэншу, члена Академии инженерных наук Китая, предположительно тоннель может пройти под самой высокой горой Гималаев, которая также является самой высокой горой во всем мире – Джомолунгмой, известной также как Эверест.
На первый взгляд такой проект кажется плодом больного воображения. Осуществить его крайне сложно как с технической точки зрения, так и с экономической. Однако сторонники проекта утверждают, что выгода в случае успеха с лихвой компенсирует все затраты: соединив себя с Непалом железной дорогой, Китай в нем надежно закрепится.
В конце апреля 2015 г. (уже после заявления о проекте железной дороги), в Непале произошла серия землетрясений, в результате которой погибло 10 тыс. человек и сильно пострадала вся непальская инфраструктура. Одно из тяжелых экономических последствий катастрофы – резкое сокращение туристического потока. Туризм – важнейшая составляющая непальской экономики, и сильное снижение доходов от туристического бизнеса – удар по всему населению. Находясь в тяжелом положении после катастрофы, Непал как никогда зависим от помощи со стороны соседей, и тот из них, кто предоставит больший объем помощи на более выгодных условиях, имеет шанс сильнее укрепить свое влияние. С этой точки зрения преимущество есть у Индии, благодаря упомянутым выше географическим особенностям, особенно если учесть, что после землетрясения, спровоцировавшег
Однако осенью 2015 г. на индийско-непальс
При этом об активных попытках Китая наладить перевозки через китайско-непальс
Премьер-министр Индии Н. Моди обратился к протестующим мадхеси с предложением прекратить блокаду границ, пообещав при этом удвоить поставки. Правительство Непала, в свою очередь, заявило о согласии внести соответствующие поправки в конституцию. Однако мадхеси отказываются идти на уступки до тех пор, пока не будет пересмотрено территориальное деление Непала.
Как долго будет длиться этот конфликт, неясно, однако можно предположить, что, осознав свою тотальную зависимость от поставок из Индии, Непал приложит дополнительные усилия к созданию транспортных связей с КНР, чтобы иметь пути снабжения «про запас», что может привести к дальнейшему росту влияния КНР в регионе.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».