EN|FR|RU
Социальные сети:

Экологические проблемы Китая: есть ли выход?

Дмитрий Бокарев, 26 февраля

4534534534В последние годы сложная экологическая ситуация в КНР стала проблемой международного масштаба. Десятки лет развития промышленности и сельского хозяйства без оглядки на состояние окружающей среды привели некоторые районы страны на грань природной катастрофы. Долгое время китайское правительство замалчивало истинные размеры угрозы, однако в последние годы скрывать это стало невозможно, и китайскому руководству пришлось провозгласить курс на спасение экологии.

От загрязнения, производимого Китаем, страдают и другие государства. В первую очередь это страны, граничащие с его северо-восточными районами, которые наиболее индустриализированы, а значит, и наиболее загрязнены. Это Северная и Южная Кореи, Монголия, Россия и Япония. Ущерб, причиняемый им деятельностью КНР, не может не отражаться на их отношениях с Китаем. Очевидно, что для выхода из кризиса необходимы совместные усилия перечисленных стран. Однако практика показывает, что ключевая роль в решении китайской проблемы принадлежит самому Китаю, и без его желания соседние государства мало что смогут поделать. Со всеми этими государствами Китай подписал соглашения о совместной работе в области охраны окружающей среды еще в 1990-е – 2000-е гг. Соглашения подразумевали сокращение загрязнения воды промышленными отходами, загрязнения атмосферы продуктами сжигания угля и нефтепродуктов, предотвращение деградации почвы в результате бесконтрольного земледелия и выпаса скота, остановку вырубки лесов и совместный экологический мониторинг. Но поскольку сам Китай долго не желал вводить экологию в число своих приоритетов, все эти соглашения мало к чему привели, как видно из текущей ситуации.

Наибольшего внимания заслуживает сотрудничество в области охраны окружающей среды Китая с Японией. Как известно, несколько десятилетий Япония через свой Фонд зарубежного экономического сотрудничества больше других государств предоставляла Китаю кредиты на выгодных условиях в рамках официальной помощи развитию. Немалая часть этих денег была направлена на осуществление китайских природоохранных проектов. Сотрудничество носило многоуровневый характер – как межгосударственный, так и межрегиональный, и даже на уровне руководства городов и отдельных предприятий. Проводилось совместное исследование состояния речных и морских вод, с помощью японских специалистов возводились очистные сооружения на заводах, производились поставки японского специального оборудования на китайские фабрики. Наибольший интерес японцев сосредоточился на вышеупомянутых северо-восточных районах КНР, особенно провинции Ляонин, в которой расположена большая часть промышленных объектов, загрязняющих окружающую среду. С середины 1990-х по 2000-й гг. она получила от Японии гранты на сумму около 100 млн йен и кредиты более чем на 100 млрд йен на осуществление природоохранных проектов.

Еще один пример крупного японского вклада в китайскую экологию – проект по снижению загрязнения рек Ляо и Сунгари, на который Китай получил около 13 млрд йен от Японского фонда экономического сотрудничества.

В 2007 г. было подписано китайско-японское «Совместное заявление о расширении сотрудничества по охране окружающей среды». Помимо прочих задач, отдельно там была выделена программа совместного мониторинга Желтого моря.

Как сосед Китая по акватории, особое внимание Япония уделяет состоянию морей, омывающих ее берега. Большие деньги были выделены на очистку рек, впадающих в Японское море. В общей сложности с 1979 по 2009 гг. Китай получил от Японии в кредит более 1 трлн йен на свои экологические программы. Тем не менее с каждым годом экологическая ситуация в КНР продолжала ухудшаться, поскольку на государственном уровне по-прежнему проводилась все та же безоглядная политика индустриализации и экономического роста.

После 2008 г. Япония перестала предоставлять Китаю низкопроцентные кредиты, в том числе и на экологические проекты. Причиной стали как мировой финансовый кризис, так и то, что рост китайского ВВП к 2010 г. начал обгонять японский, и японская сторона не увидела смысла в дальнейшей поддержке КНР.

Однако к прекращению экологических программ Китая это не привело. Именно в 2010-х гг. китайские власти заговорили о необходимости изменения экологической политики государства и превращения заботы о своей окружающей среде в один из приоритетов КНР.

На саммите АТЭС в 2014 г. были озвучены планы КНР по снижению загрязнения атмосферы и переводу энергопотребления на возобновляемые источники.

В частности, важная часть экологической программы КНР заключается в увеличении производства электромобилей, не загрязняющих окружающую среду. В марте 2015 г. министерство транспорта Китая заявило о плане, по которому количество электромобилей в стране должно составить 300 тыс, автобусов на электрических двигателях – 200 тыс, такси – 100 тыс. В городах уже строятся станции для подзарядки. Все это сопровождается налоговыми мерами, стимулирующими граждан к приобретению экологически чистых машин. Китайские органы власти и предприятия получили предписание как можно больше использовать экологичные автомобили для своих нужд. Параллельно для них были снижены субсидии на углеводородное топливо. По сообщению министерства промышленности и информатизации Китая, за первую половину 2015 г. производство машин, использующих альтернативные виды топлива, увеличилось втрое. По прогнозам Китайской ассоциации производителей автомобилей, за 2015 г. в Китае планировалось продать около 250 тыс. электрокаров – больше, чем в какой-либо другой стране в мире.

В этой связи примечательно недавнее решение японской корпорации «Panasonic», одного из главных производителей электроники и бытовой техники, построить в Китае первый завод, производящий батареи для электрокаров и гибридных автомобилей. Эта компания уже является одним из главных поставщиков батарей для гибридных машин. В последнее время производство электрокаров и их комплектующих растет и становится важным сегментом рынка, в котором «Panasonic» уже занимает более 45%. Однако компания намерена еще увеличить свою долю. Местом постройки избран г. Далянь в уже упомянутой самой экологически загрязненной провинции Ляонин на северо-востоке Китая. Начало работы завода планируется на 2017 г. По предварительным расчетам, завод будет выпускать батареи для 200 тыс машин ежегодно. Стоимость проекта составит 50 млрд йен, или $412 млн.

Время покажет, насколько выгода от использования электрических двигателей компенсирует загрязнение окружающей среды от работы нового завода по их выпуску.

Впрочем, решение любой проблемы всегда имеет альтернативный вариант: сегодня растет совершенно новый сегмент рынка – продажа китайцам свежего воздуха, который умелые дельцы активно поставляют им в бутылках из экологически чистых районов Канады, Латинской Америки и Великобритании. Бутылки с воздухом пользуются немалым спросом среди китайского населения в регионах, особенно сильно страдающих от смога.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».