EN|FR|RU
Социальные сети:

«Новый Шелковый путь» и Белоруссия

Дмитрий Бокарев, 11 февраля

34534534544Уже больше двух лет прошло с тех пор, как руководство КНР заявило о решении возродить Великий Шелковый путь и соединить торговыми путями Азиатско-Тихоокеанский регион с Ближним Востоком и Европой. Одним из важных пунктов на новом Шелковом пути станет Республика Беларусь.

Белоруссию и Китай связывают давние дружественные отношения, для развития которых белорусская сторона прикладывает немалые усилия. Усиление сотрудничества с КНР – одна из главных внешнеполитических целей Белоруссии, для которой Китай – один из пяти ведущих экономических партнеров. Товарооборот между странами постепенно растет, хоть и не так быстро, как того хотелось бы белорусской стороне, и при значительном перевесе китайского экспорта над белорусским. Тем не менее сейчас предпринимаются шаги для полного устранения каких-либо торговых барьеров. Неудивительно, что китайский проект «Новый Шелковый путь» нашел в Минске горячую поддержку. Соответствующий протокол о сотрудничестве был подписан белорусским Министерством экономики и Министерством коммерции КНР в конце 2014 г.

Помимо того, что Белоруссия давно является партнером КНР, ее отличает выгодное расположение, делающее ее пересечением торговых путей между Россией и ЕС, а также между Балтийским и Черным морями. Китай заинтересован в этих маршрутах и намерен участвовать в их развитии. Самый важный проект на белорусском участке Шелкового пути — китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень». Этот проект был обнародован раньше, чем проект «Нового Шелкового пути», однако вполне гармонично в него вписался и имеет для него важное значение.

«Великий камень» — это особая зона, которую планируется создать в 25 км от белорусской столицы, неподалеку от уже существующих железнодорожных путей, автомобильной магистрали «Москва—Берлин» и международного аэропорта «Минск», а также всего в 500 км от Клайпедского порта на Балтийском море. Китайские компании намерены построить здесь крупные производственные объекты и научно-исследовательские центры, основные направления которых — машиностроение, электроника, медицина. Также здесь будут возводиться торговые центры и жилые районы. Фактически это будет новый город, который станет узловой точкой проекта «Новый Шелковый путь», в котором, благодаря расположению, соединятся железнодорожные, автомобильные, водные и воздушные пути Европы и Азии. Значение этой точки для всего проекта трудно переоценить. Это будет и транспортно-логистический центр, и промышленная зона, в которой будут производиться товары на отправку. Здесь будут функционировать не только китайские компании, — «Великий камень» открыт для всех стран, которые пожелают создать на его территории свои предприятия. У Китая уже есть опыт создания подобных объектов: белорусский технопарк будет подобен Китайско-Сингапурскому индустриальному парку в Сучжоу. Однако в настоящий момент он самый крупный из всех, что Китай строит за рубежом. По словам президента Белоруссии Александра Лукашенко, реализация проекта принесет миллиардные доходы обеим странам.

Идея создания этого уникального объекта впервые прозвучала в марте 2010 г., во время визита в Белоруссию Си Цзинпина, тогда еще не являвшегося главой КНР. В октябре того же года состоялся официальный визит А. Лукашенко в Китай, и тогда белорусское Министерство экономики подписало соглашение с китайской корпорацией САМС о создании белорусско-китайского индустриального парка. В сентябре 2011 г. проект был принят на уровне правительств Республики Беларусь и КНР, и было подписано соответствующее соглашение. Ратифицировано оно было в начале 2012 г. В июне 2012 г. в Беларуси вышел президентский указ об особом статусе промышленной зоны, в соответствии с которым иностранные компании, пожелавшие разместить в ней свои предприятия, получат таможенные и налоговые льготы, а также другие виды поощрения своей деятельности. В частности, указ предусматривает полное освобождение предприятий от корпоративных налогов на первые 10 лет после регистрации и 50% налоговой скидки на следующие 10 лет. Также резиденты парка освобождаются от таможенных пошлин на ввоз товаров, необходимых для осуществления своих проектов. Есть и другие условия, делающие участие в проекте крайне привлекательным. О намерении участвовать уже заявили компании как из КНР, так и из Румынии и Латвии. В июне 2014 г. в торжественной обстановке был заложен первый камень будущего индустриального парка, после чего начались работы по созданию инфраструктуры. Строительство первого настоящего коммерческого объекта – логистического парка, началось в декабре 2015 г.

По словам Александра Лукашенко, в случае успешной реализации проекта экономика Белоруссии выйдет на новый уровень. Товары, изготовленные в «Великом камне», будут достаточно конкурентоспособны, чтобы продаваться в Европе и США. По смелому заявлению Лукашенко, белорусский экспорт благодаря технопарку увеличится чуть ли не вдвое. Возможность вхождения в экономическую зону Шелкового пути также сулит выгоды.

Однако существует и другая точка зрения, как на проект «Великий камень», так и на китайско-белорусские отношения в целом. Противники проекта сомневаются, что предприятия индустриального парка способны принести стране многомиллиардные доходы, о которых говорит белорусское правительство. Их беспокоит то, что участие Белоруссии во всем этом проекте будет заключаться лишь в предоставлении земельного участка, на котором строится парк. При этом будут задействованы китайские рабочие, использованы китайские технологии, и во все это будут вложены китайские деньги. Многие эксперты считают, что таким образом и основной доход от проекта будет получать КНР, а Белоруссия получит лишь небольшую их часть. Более того, сам характер белорусско-китайского сотрудничества вызывает у них тревогу, поскольку с каждым годом Белоруссия все сильнее погружается в долги. Объем китайских кредитов Белоруссии значительно превышает взаимный товарооборот двух стран, и партнерство грозит превратиться в зависимость. При этом объем китайских инвестиций в белорусскую экономику совсем не велик. Белорусское правительство настаивает на исключительной роли своей страны в планах Китая по проникновению на европейский рынок из-за ее географического положения. Однако за право стать посредником между Китаем и Европой борются также Украина и Польша, а сам Китай не склонен выделять кого-то из них. Также опасения вызывает увеличивающийся дисбаланс в товарообороте: белорусский экспорт в КНР снижается, китайский в Белоруссию – стремительно растет.

Впрочем, даже если пессимистические взгляды оправданы, отказаться от сотрудничества с Китаем Белоруссия вряд ли может. В связи с падением цен на нефть белорусская экономика переживает тяжелые времена и нуждается в любой возможной помощи. Санкции, наложенные на нее ЕС и США, хоть и были смягчены в последнее время, до конца пока что не отменены, и это существенно ограничивает число потенциальных инвесторов в белорусскую экономику. Вопрос о финансовой помощи Белоруссии со стороны ее главного партнера – России пока что не решен. Таким образом, Белоруссия вынуждена сотрудничать с Китаем на его условиях, даже если это взаимодействие не окажется выгодным в долговременной перспективы.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».