EN|FR|RU
Социальные сети:

Конфликт, способный взорваться в любой момент

Дмитрий Мосяков, 08 февраля

spratly-islands-2Сегодня интерес международной общественности к событиям в Южно-Китайском море заметно спал. Новости о ситуации в Сирии, как и в целом на Ближнем Востоке, вытеснили сообщения о ЮКМ с заголовков мировых массмедиа. А между тем в этом районе мира обстановка буквально балансирует на грани серьезного военного столкновения, накапливается взрывоопасный конфликтный потенциал.

Китай продолжает свою экспансию на островах Спратли. Причем если раньше это были захваты отдельных островков или даже рифов, то сегодня, день за днем десятки китайских судов высыпают там тонны песка, камней и грунта, зримо утверждая тем самым присутствие Китая в этом регионе мира. При этом никакие протесты со стороны соседей, особенно Филиппин и Вьетнама, да и стран АСЕАН, во внимание не принимаются.

В такой ситуации у США открываются возможности для активизации своего присутствия в регионе. Дело в том, что в поисках союзников некоторым соседям Китая кажется, что США – это единственная сила, способная восстановить баланс сил в Южно-Китайском море.

В свою очередь, американцы в рамках объявленной стратегии возвращения в Азию, стремятся всячески продемонстрировать свои военно-политические возможности и решимость противостоять китайским действиям в регионе. Сочетание этих двух факторов – продолжающейся экспансии Китая и желании США продемонстрировать свою способность противостоять ей – рождает крайне опасную для мира и стабильности в регионе ситуацию. Американцы пытаются выстроить антикитайский фронт из соседей КНР, втянуть страны ЮВА в реальный конфликт с Пекином.

С другой стороны, Китай в ответ на эти действия только ужесточает свою риторику и все дальше отходит от пути решения существующих противоречий путем переговоров и определенных взаимных компромиссов.

Вполне вероятно, что без такого активного американского присутствия в конфликте вокруг островов Южно-Китайского моря под давлением международной общественности и на основе международного права, в частности на основе Конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., Китай проводил бы иную политику, учитывал бы интересы своих исторических соседей и партнеров.

А так строительство Китаем непотопляемых авианосцев в виде военных баз на искусственно насыпанных островах сейчас в самом разгаре. На рифе Файери Кросс в архипелаге Спратли уже завершено строительство первой здесь взлетно-посадочной полосы, в районе рифа Суби такая полоса также почти готова к использованию, а в районе рифа Мисчиф, неподалеку от филиппинского острова Палаванг, идут подготовительные работы к созданию и взлетно-посадочной полосы, и причалов для кораблей. Фотографии, которые сделаны над этими островами, показывают, что лагуны буквально забиты китайскими кораблями, которые привозят туда песок, и благодаря этому безвестный риф, уходивший во время прилива под воду, превращается в полноценный остров, причем один из самых крупных в Южно-Китайском море.

То, что будет по завершению этого строительства, продемонстрировали недавно состоявшиеся первые тестовые полеты китайских гражданских самолетов, которые впервые в истории совершили посадку на аэродроме на рифе Файери Кросс. Там, кстати, возведен не только аэродром, но и порт, способный принимать крупные корабли. Посадка гражданских самолетов свидетельствует о том, что китайские ВВС ликвидировали главную свою слабость в регионе – отдаленность баз от собственно островов Спратли. Теперь они будут способны контролировать почти весь периметр так называемой девятипунктирной линии, которую в Китае рассматривают как свою границу в ЮКМ. Линия эта охватывает почти 2,2 млн кв. километров, или 80% всей акватории этого моря.

Расширение площади островов, строительство там объектов, которые легко могут быть превращены в военные базы, не может не вызывать беспокойства и сожаления, но угроза взрыва и серьезного конфликта заключается в том, что в складывающихся обстоятельствах непрерывно нарастает угроза военного столкновения Китая и США. Китай, превратив бывшие рифы в насыпные острова, заявляет о своем праве на 12-мильную зону вокруг них, запретную для кораблей других стран. В ответ ни страны АСЕАН, ни, что еще более существенно, США не признают китайских требований и заявляют, что рассматривают все эти искусственные острова как рифы и соответственно акватории вокруг них как международные воды.

Вот оно – поле конфликта, которое уже заполняется опаснейшими инцидентами. Как это было с американским самолетом, который, несмотря на все предупреждения китайцев, совершил полет над искусственными островами. Или еще более опасной миссии, которую в конце октября совершил американский эсминец Лассен. Несмотря на все протесты КНР, он прошел вблизи китайского аэродрома и причалов на рифе Суби. Преследовавшие его китайские военные корабли в любой момент могли открыть огонь, что могло взорвать хрупкий мир на островах Спратли.

Проблема еще и в том, что, как заявляют в США, поход Лассена не был единичным событием. Он являлся частью долговременной программы по поддержке свободы мореплавания. Так что можно ожидать, что вскоре этот эсминец либо другой корабль ВМС США вновь пойдет по тому же опасному маршруту. И нет никаких гарантий, что все пройдет так же гладко, как это случилось в первый раз.

Дмитрий Мосяков, профессор, доктор исторических наук, руководитель Центра изучения Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».