Как известно, внешнеполитический курс нынешнего турецкого руководства в регионе, получивший широкую известность как «ноль проблем с соседями», завершился полным провалом и превратился на деле в «ноль отношений с соседями». Резкое ухудшение российско-турецких отношений после пуска турецкой ракеты по российскому военному самолету завершило процесс политической изоляции Турции по периметру ее границ. Сегодня практически все сопредельные с Турцией государства оказались в числе ее противников или конкурентов (Сирия, Ирак, Иран, Греция, Кипр, Армения). Исключением можно считать добрососедские, взаимовыгодные отношения Турции с Иракским Курдистаном как с субъектом федерации Ирака. При этом отношения Анкары с Багдадом заметно ухудшились и даже обострились, особенно после того, как турецкие власти грубо нарушили суверенитет этой страны введением без разрешения центральных властей в провинцию Ниневия воинской части с артиллерией и бронетанковой техникой. Анкара дает понять, что ее явно не устраивает проиранское шиитское правительство в Багдаде, которое к тому же еще и поддерживает режим Башара Асада в Сирии.
В целом попытки открытого вмешательства Анкары во внутренние дела Сирии и Ирака, вскрывшиеся факты транзита иностранных боевиков-джихадистов в эти страны через территорию Турции, сотрудничество турецких властей и частного бизнеса с «Исламским государством» (ДАИШ), «Джабга ан-Нусра» и другими исламистскими группировками региона в вопросах торговли нефтью, оружием, музейными артефактами, новая военная кампания против турецких и сирийских курдов – все это подвергается критике не только большинством членов мирового сообщества, но даже традиционными турецкими союзниками в лице США и других стран НАТО. Евросоюз, в свою очередь, выражает недовольство нежеланием или неспособностью турецких властей остановить транзит беженцев и нелегальных мигрантов из стран Ближнего и Среднего Востока в Европу. Налицо нарастающая изоляция Турции в регионе и на международной арене и резкое ухудшение ее экономики.
Все это вынуждает Анкару искать новых, хотя бы временных союзников и партнеров в мире и регионе, к числу которых относится и Израиль. Как известно, Турция признала Государство Израиль и установила с ним дипломатические отношения первой из исламских стран еще в ноябре 1949 года. До сих пор Турция – единственное исламское государство, где евреи (около 20 тысяч человек) пользуются одинаковыми политическими, гражданскими, экономическими и культурными правами наравне с другими этносами. Более того, турецкие евреи в основном принадлежат к зажиточным и средним слоям населения страны. Долгое время прагматическая заинтересованность друг в друге позволяла обоим государствам поддерживать высокий уровень двустороннего взаимодействия, особенно в сфере экономики, туризма и военно-технического сотрудничества. Существовал даже обмен разведданными по линии силовых ведомств. К 2010 году товарооборот между двумя странами достигал 3,5 млрд долларов в год и Израиль занимал 17 место в списке стран-экспортеров на турецком рынке, в то время как Турция была шестым по величине торговым партнером для Израиля.
Однако, пришедшие к власти сторонники исламизации Турции в лице Партии справедливости и развития (ПСР), стремясь завоевать больший авторитет в исламском мире, начали делать недружественные заявления в адрес Израиля и постепенно дистанцироваться от «сионистского образования». Р. Эрдоган демонстративно принял в Анкаре с визитом лидера ХАМАС Х. Машаля, заявил о возможности сближения с Ираном, осудил израильскую военную операцию «Литой свинец» в секторе Газа в 2008 – 2009 гг. Непосредственным поводом для разрыва дипломатических отношений Турции с Израилем стал инцидент с судном «Мави Мармара», которое входило в так называемую «Флотилию свободы», пытавшуюся в ночь с 30 на 31 мая 2010 г. прорваться в блокируемый Израилем сектор Газа. Флотилия из шести судов была остановлена израильскими «коммандос» в нейтральных водах, девять граждан Турции, оказавших физическое сопротивление досмотровой группе израильтян, были убиты в ходе столкновения и около 30 ранены. На заседании турецкого парламента было решено пересмотреть отношения между Турцией и Израилем, отозвать турецкого посла из Тель-Авива, закрыть воздушное пространство Турции для израильских некоммерческих самолетов. Были заморожены некоторые совместные оборонные проекты для израильских туристов, закрыты турецкие курорты.
Как позже стало ясно, вся эта затея с прорывом морской блокады сектора Газа была инспирирована турецкими спецслужбами и целью ее была не доставка гуманитарных грузов палестинцам, а завоевание авторитета Р. Эрдоганом в исламском мире. К тому времени неоосманская идеология стала основой внешней политики Турции, когда Анкара попыталась восстановить свое влияние в границах бывшей Османской империи другими, невоенными методами. Свою антиизраильскую карту Р. Эрдоган умело разыграл для завоевания лидерства среди националистических и исламистских групп населения внутри страны и в мусульманском суннитском (салафитском) мире. Эта тактика вписывалась в начинавшуюся на Ближнем Востоке «арабскую весну», которая сметала традиционные правящие режимы.
Однако расчет на то, что алавитский режим Башара Асада к концу 2015 года падет, Турции удастся привести к власти в стране «Братьев-мусульман» и занять место Ирана в Сирии, а также усилить позиции Анкары в соседних Ираке и Ливане, не оправдались. Достижение соглашения Ирана с Западом по его ядерной программе и, как следствие, ожидаемое снятие ограничительных санкций с Тегерана заметно усилило военный и экономический потенциал этой страны и ее влияние в регионе. Подключение ВКС России к военной операции в Сирии на стороне правительственных сил окончательно спутало все планы Р. Эрдогана.
Накануне 2016 года Р. Эрдоган посетил Эр-Рияд и попытался упрочить уже сложившиеся партнерские отношения с руководством Саудовской Аравии. Главными точками соприкосновения Анкары и Эр-Рияда являются общая ненависть к режиму Башара Асада в Сирии, стремление любыми путями ограничить влияние Ирана и шиитских общин в регионе, а также союзнические отношения с Вашингтоном. Примерно теми же мотивами объясняется и ожидаемое восстановление отношений между Турцией и Израилем. Не случайно, в ходе своего визита в Саудовскую Аравию Р.Эрдоган подчеркнул: «Израиль нуждается в таком союзнике, как Турция. И мы должны признать, что также нуждаемся в Израиле».
Восстановление дипломатических отношений и возобновление турецко-израильского сотрудничества под эгидой США в нынешних обстоятельствах устраивает многие заинтересованные стороны. В декабре 2015 г. турецкие власти подтвердили, что на переговорах в Швейцарии было достигнуто предварительное соглашение с Израилем по нормализации двусторонних отношений. Согласно достигнутым договоренностям, Израиль создает фонд в размере 20 млн долл. для выплаты компенсаций жертвам израильских «коммандос», а в обмен на это Турция отказывается от любых исков против Израиля по этому делу. Кроме того, Израиль обязался несколько ослабить режим блокады сектора Газа. Последнее упомянуто скорее для «сохранения лица» господина Р. Эрдогана перед своими сторонниками и на деле вряд ли что-то изменит на морской границе Газы. Ведь нельзя забывать, что категорически против снятия этой блокады выступает другой союзник Израиля – Египет. Якобы, представители Турции пообещали израильтянам в случае снятия блокады с сектора Газа прекратить деятельность ХАМАС на своей территории.
На фоне усиления позиций Ирана в Сирии и регионе, активизации деятельности ливанской военно-политической группировки «Хезболла» Израиль также крайне заинтересован в поиске новых союзников и партнеров в арабском и мусульманском мире. За последнее время путем тайной дипломатии Иерусалим смог наладить закулисные связи и контакты с Саудовской Аравией, упрочить отношения с новым египетским режимом. Турция могла бы стать еще одним важным звеном в системе региональной безопасности Израиля. У Турции и Израиля сегодня намного больше общих интересов и точек соприкосновения, чем оснований для конфронтации. К тому же, налицо и взаимная торгово-экономическая выгода от такого сотрудничества. Турция рассматривается как важнейший инвестор программ развития израильского ВПК, а также долгосрочного проекта разработки газового месторождения «Левиафан» и строительства подводного газопровода, по которому израильский газ будет поступать в Турцию. По сообщению ряда турецких СМИ, Анкара собирается возобновить военное сотрудничество с Израилем и приобрести у него современные системы наблюдения и разведки, новейшие беспилотные аппараты.
Станислав Иванов, ведущий научный сотрудник ИМЭМО и Института востоковедения, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».