Общенациональные выборы на территории главных игроков оказывают существенное влияние на ход мировой политической игры. В наступающем году особую значимость приобретают президентские выборы в США и парламентские – в Японии.
Кто бы ни занял в январе 2017 г. высший государственный пост США, и чтобы ни говорил будущий победитель президентской гонки в период предвыборного шоу, он и его команда окажутся перед необходимостью поиска адекватного ответа на накопившиеся вызовы внутреннего и внешнего плана. Почти наверняка характер реагирования на них будет иметь радикальный характер, что отразится на развитии глобальных процессов.
Однако за полгода до этого не менее важные последствия для ситуации в мире будет иметь другое внутриполитическ
Важный шаг на пути к такой “нормализации” был сделан Японией в июле-сентябре 2015 г., когда через обе палаты парламента страны прошёл пакет новых законодательных актов, позволяющих (при существенных оговорках) проводить ограниченные военные операции за рубежом. Однако основной преградой на пути к полной “нормализации” страны остаётся 9 статья послевоенной Конституции. Заключительным актом длительного процесса японской “нормализации” станет полное удаление или в крайнем случае её радикальная модернизация этой статьи.
В этом заключается главная цель всей политической карьеры нынешнего премьер-министра Синдзо Абэ и возглавляемой им Либерально-демок
Между тем отношение к ней населения страны носит сложный характер, что нашло отражение в итогах социологического исследования, проводившегося с октября по декабрь с.г. газетой Mainichi Shimbun совместно с университетом Saitama.
Как показал опрос, 86% респондентов в той или иной мере связывают послевоенную Конституцию с фактом экономического процветания страны. В то же время за сохранение в неизменном виде первого из двух ключевых пунктов ст. 9 (декларирующего отказ Японии от использования войны как средства решения международных проблем) высказались 57% опрошенных граждан. А неизменность второго пункта (запрещающего Японии обладать вооружёнными силами) поддержало уже меньше половины (46%) респондентов. Но и готовых радикально изменить первый пункт пока нашлось только 17%, а второй – 23%.
Итоги социологического зондажа показали вполне рациональный и прагматичный образ мышления японского обывателя относительно одной из важнейших проблем современной Японии, связанной с выбором наиболее предпочтительног
В то же время рано или поздно японцы, видимо, согласятся с тем, что хватит веселить почтенную международную публику конституционным утверждением об отсутствии у Японии вооружённых сил, которые на самом деле давно созданы и уже являются одними из самых мощных в мире.
За редким исключением, большинство оппозиционных партий Японии выступают против планов ЛДП по внесению каких-либо изменений в 9 статью. 23 декабря лидеры четырёх основных оппозиционных партий, включая Демократическую и Коммунистическую
Между тем сегодня ЛДП (вместе с “младшим партнёром” партией Комэйто) располагает таким большинством только в нижней палате парламента, в то время как в верхней нет даже простого большинства. Для получения двух третей в верхней палате потребуется получить более половины мест из состава, подлежащего перевыборам летом 2016 г. Задача чрезвычайно сложная, и уже сейчас руководство ЛДП ищет нового потенциального союзника. В этом плане обратила на себя внимание состоявшаяся 19 декабря продолжительная встреча С. Абэ с Тору Хасимото – одним из тех японских политиков нового поколения, к которым вполне относится определение “из молодых да ранний”.
В 2008 г. 38-летний Т. Хасимото одержал решительную победу (при поддержке ЛДП и Комэйто) на губернаторских выборах во второй по значимости префектуре Осака. Однако в дальнейшем его политическая карьера прошла через ряд взлетов и падений, а в мае 2015 г. (после незначительного недобора голосов на городском референдуме по вопросу изменения административной структуры Осаки) Т. Хасимото даже заявил об уходе из публичной политики после истечения в конце с.г. срока полномочий на посту мэра этого города.
Хотя Т. Хасимото принято относить к правому крылу японского политикума, но его политические взгляды на различные проблемы внутреннего и внешнего плана представляют собой противоречивую эклектику.
За рубежом он стал известен летом 2013 г., когда публично “ляпнул” о том, что в условиях войны постоянно рискующим солдатам никак не обойтись без услуг “женщин комфорта”. В этой внешне невинной фразе содержался подтекст, вызывающий по отношению к исторической памяти южнокорейцев. Пришлось С. Абэ поправлять аполитично высказавшегося молодого коллегу, что сдержало очередной взрыв эмоций в Южной Корее.
Чутьё опытного политика, видимо, не подведёт С. Абэ и на этот раз, ибо потенциал публичной привлекательност
Скорее всего, в ходе беседы с премьер-министро
Но существенную значимость в предстоящих межпартийных дискуссиях будет носить отношение и к другим проблемам. В частности к тем, которые связаны с ратификацией подписанного в октябре 2015 г. соглашения об участии Японии в Транстихоокеанск
Во внешней политике С. Абэ очень бы пригодились “быстрые успехи” в устранении проблем в отношениях с РК и Россией. Что касается первой, то в двусторонних отношениях отмечается появление нечто похожего на “свет в конце тоннеля”. И это заслуживает отдельного рассмотрения.
В целом можно констатировать, что в последние месяцы особенно отчётливо демонстрируется “фирменная” энергичность и целеустремлённос
Зондаж общественного мнения, приуроченный к трёхлетию пребывания у власти С. Абэ, показал, что степень доверия к его правительству, опустившаяся до 32% в августе 2015 г. (что явилось прямым следствием негативной оценки общественностью факта и процедуры принятия упомянутых законов), возросла до 43% в конце декабря.
Это, конечно, не 70%, зафиксированные в первые месяцы правления кабинета С. Абэ. Но налицо положительная для него тенденция, что приобретает особое значение в свете предстоящих выборов.
Наконец, нельзя ещё раз не отметить, что цена вопроса, который будет на них решаться, велика не только для Японии, но и для ситуации в АТР, а возможно, и для мира в целом.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихооке