EN|FR|RU
Социальные сети:

Япония накануне очередных парламентских выборов

Владимир Терехов, 11 января

234233233Общенациональные выборы на территории главных игроков оказывают существенное влияние на ход мировой политической игры. В наступающем году особую значимость приобретают президентские выборы в США и парламентские – в Японии.

Кто бы ни занял в январе 2017 г. высший государственный пост США, и чтобы ни говорил будущий победитель президентской гонки в период предвыборного шоу, он и его команда окажутся перед необходимостью поиска адекватного ответа на накопившиеся вызовы внутреннего и внешнего плана. Почти наверняка характер реагирования на них будет иметь радикальный характер, что отразится на развитии глобальных процессов.

Однако за полгода до этого не менее важные последствия для ситуации в мире будет иметь другое внутриполитическое действо. Речь идёт об очередных перевыборах половины состава верхней палаты парламента Японии. Международную значимость этой рутинной внутренней процедуре, осуществляемой каждые три года, сегодня придаёт всё более очевидная тенденция по освобождению Японии от второго элемента её послевоенного образа “экономического гиганта и политического карлика”. Трансформация этого образа, начавшаяся с завершением холодной войны, обозначается иногда термином “нормализация”. При том что сама категория “нормальности” в нашем мире подразумевает наличие в наборе инструментов по отстаиванию национальных интересов военной компоненты и отчётливо декларируемую готовность её использования.

Важный шаг на пути к такой “нормализации” был сделан Японией в июле-сентябре 2015 г., когда через обе палаты парламента страны прошёл пакет новых законодательных актов, позволяющих (при существенных оговорках) проводить ограниченные военные операции за рубежом. Однако основной преградой на пути к полной “нормализации” страны остаётся 9 статья послевоенной Конституции. Заключительным актом длительного процесса японской “нормализации” станет полное удаление или в крайнем случае её радикальная модернизация этой статьи.

В этом заключается главная цель всей политической карьеры нынешнего премьер-министра Синдзо Абэ и возглавляемой им Либерально-демократической партии (ЛДП). Не умаляя значимости прочих проблем, которые будут актуализированы в ходе предстоящей предвыборной борьбы, уверенно можно прогнозировать, что вопрос об отношении к этой статье Конституции окажется в центре межпартийных дискуссий и отдельных претендентов на парламентские места.

Между тем отношение к ней населения страны носит сложный характер, что нашло отражение в итогах социологического исследования, проводившегося с октября по декабрь с.г. газетой Mainichi Shimbun совместно с университетом Saitama.

Как показал опрос, 86% респондентов в той или иной мере связывают послевоенную Конституцию с фактом экономического процветания страны. В то же время за сохранение в неизменном виде первого из двух ключевых пунктов ст. 9 (декларирующего отказ Японии от использования войны как средства решения международных проблем) высказались 57% опрошенных граждан. А неизменность второго пункта (запрещающего Японии обладать вооружёнными силами) поддержало уже меньше половины (46%) респондентов. Но и готовых радикально изменить первый пункт пока нашлось только 17%, а второй – 23%.

Итоги социологического зондажа показали вполне рациональный и прагматичный образ мышления японского обывателя относительно одной из важнейших проблем современной Японии, связанной с выбором наиболее предпочтительного позиционирования страны на международной арене. Японцы ни в коем случае не хотят подвергать риску утраты главного политического капитала, нажитого нелёгким послевоенным трудом и связанного с образом процветающей мирной страны, готовой оказывать помощь менее успешным странам. Основную угрозу этому образу они видят в возможном отказе от упомянутого первого пункта 9 статьи.

В то же время рано или поздно японцы, видимо, согласятся с тем, что хватит веселить почтенную международную публику конституционным утверждением об отсутствии у Японии вооружённых сил, которые на самом деле давно созданы и уже являются одними из самых мощных в мире.

За редким исключением, большинство оппозиционных партий Японии выступают против планов ЛДП по внесению каких-либо изменений в 9 статью. 23 декабря лидеры четырёх основных оппозиционных партий, включая Демократическую и Коммунистическую, договорились о выдвижении единого согласованного списка кандидатов на предстоящих летом 2016 г. промежуточных выборах в верхнюю палату парламента. Это резко усложнит реализацию планов С. Абэ в условиях чрезвычайной жёсткости самой процедуры конституционных изменений, которая определяется 96 статьёй. Прописанная в ней процедура носит двухступенчатый характер. На первой ступени предлагаемая конституционная поправка должна получить поддержку квалифицированного большинства от списочного состава в каждой из обеих палат парламента. Далее поправка должна пройти общенациональный референдум либо получить одобрение вновь избранного парламента.

Между тем сегодня ЛДП (вместе с “младшим партнёром” партией Комэйто) располагает таким большинством только в нижней палате парламента, в то время как в верхней нет даже простого большинства. Для получения двух третей в верхней палате потребуется получить более половины мест из состава, подлежащего перевыборам летом 2016 г. Задача чрезвычайно сложная, и уже сейчас руководство ЛДП ищет нового потенциального союзника. В этом плане обратила на себя внимание состоявшаяся 19 декабря продолжительная встреча С. Абэ с Тору Хасимото – одним из тех японских политиков нового поколения, к которым вполне относится определение “из молодых да ранний”.

В 2008 г. 38-летний Т. Хасимото одержал решительную победу (при поддержке ЛДП и Комэйто) на губернаторских выборах во второй по значимости префектуре Осака. Однако в дальнейшем его политическая карьера прошла через ряд взлетов и падений, а в мае 2015 г. (после незначительного недобора голосов на городском референдуме по вопросу изменения административной структуры Осаки) Т. Хасимото даже заявил об уходе из публичной политики после истечения в конце с.г. срока полномочий на посту мэра этого города.

Хотя Т. Хасимото принято относить к правому крылу японского политикума, но его политические взгляды на различные проблемы внутреннего и внешнего плана представляют собой противоречивую эклектику.

За рубежом он стал известен летом 2013 г., когда публично “ляпнул” о том, что в условиях войны постоянно рискующим солдатам никак не обойтись без услуг “женщин комфорта”. В этой внешне невинной фразе содержался подтекст, вызывающий по отношению к исторической памяти южнокорейцев. Пришлось С. Абэ поправлять аполитично высказавшегося молодого коллегу, что сдержало очередной взрыв эмоций в Южной Корее.

Чутьё опытного политика, видимо, не подведёт С. Абэ и на этот раз, ибо потенциал публичной привлекательности Т. Хасимото явно не исчерпан. Пока вершиной его успеха на общенациональном уровне стало занятие третьего места Партией японского возрождения на очередных выборах в нижнюю палату парламента в декабре 2012 г. Эта партия была создана им (совместно с Синтаро Исихирой – бывшим мэром Токио, политиком крайне правого крыла) всего лишь за два месяца до выборов.

Скорее всего, в ходе беседы с премьер-министром амбициозному Т. Хасимото была обещана должность в центральном правительстве, что должно стимулировать его активность в ходе предстоящих выборов и последующее взаимодействие с ЛДП в парламенте. По ключевому для будущих выборов вопросу о необходимости изменения 9 статьи Т. Хасимото ранее высказывался положительно.

Но существенную значимость в предстоящих межпартийных дискуссиях будет носить отношение и к другим проблемам. В частности к тем, которые связаны с ратификацией подписанного в октябре 2015 г. соглашения об участии Японии в Транстихоокеанском партнёрстве, повышением до 10% налогов на потребительские товары, с проблемой переноса расположенной на Окинаве американской базы “Футэмма”.

Во внешней политике С. Абэ очень бы пригодились “быстрые успехи” в устранении проблем в отношениях с РК и Россией. Что касается первой, то в двусторонних отношениях отмечается появление нечто похожего на “свет в конце тоннеля”. И это заслуживает отдельного рассмотрения.

В целом можно констатировать, что в последние месяцы особенно отчётливо демонстрируется “фирменная” энергичность и целеустремлённость С. Абэ по решению возникающих проблем. Это приводит к постепенному восстановлению уровня поддержки его кабинета, резко рухнувшего после принятия пакета новых законов в сфере обороны.

Зондаж общественного мнения, приуроченный к трёхлетию пребывания у власти С. Абэ, показал, что степень доверия к его правительству, опустившаяся до 32% в августе 2015 г. (что явилось прямым следствием негативной оценки общественностью факта и процедуры принятия упомянутых законов), возросла до 43% в конце декабря.

Это, конечно, не 70%, зафиксированные в первые месяцы правления кабинета С. Абэ. Но налицо положительная для него тенденция, что приобретает особое значение в свете предстоящих выборов.

Наконец, нельзя ещё раз не отметить, что цена вопроса, который будет на них решаться, велика не только для Японии, но и для ситуации в АТР, а возможно, и для мира в целом.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».