США при проведении своей стратегии глобальной борьбы с терроризмом, разработанной администрацией Дж. Буша в ответ на теракт 11 сентября 2001 г., отвели странам Юго-Восточной Азии роль второго фронта в этой битве. Такое решение было продиктовано тем, что:
— в регионе действуют террористические группировки исламистского толка, связанные с Аль-Каидой и финансируемые ею;
— их действия направлены не столько на свержение демократических режимов и установление власти халифата в регионе, сколько против «внешнего врага» – США и их союзников;
— Юго-Восточная Азия уязвима к распространению терроризма в силу сочетания таких факторов, как наличие многочисленного мусульманского населения, на долю которого приходится 25% мусульман мира, существование сепаратистских движений исламистского толка, слабый контроль над границами, облегчающий межгосударственн
В силу этих причин Юго-Восточная Азия была названа американскими экспертами питательной средой для активизации действий террористов.
Глобальная война против терроризма, объявленная США, поставила страны ЮВА в достаточно сложное положение, когда они вынуждены были балансировать между необходимостью сотрудничать с самым влиятельным политическим игроком на международной арене в вопросе, который имел для них разную степень приоритетности, и проявлять осторожность, учитывая антиамериканские настроения в мусульманском обществе, часть которого воспринимала антитеррористиче
Тем не менее ни одна страна ЮВА, имевшая проблемы с терроризмом, не отказалась от взаимодействия с США. И не только по причине получения от них содействия в противодействии этой угрозе, а в значительной степени по экономическим и геополитическим соображениям – укрепить экономические связи с Америкой и использовать её для сохранения баланса сил в регионе.
США, в свою очередь, исходя из потенциала террористической опасности, выбрали для себя приоритетными объектами взаимодействия Индонезию и Филиппины. В Индонезии внимание сосредоточено на укреплении институционально
На Филиппинах выбрана была другая форма контртеррористич
В дополнение к получению военной помощи от США за свое присоединение к глобальной борьбе с терроризмом, Филиппины были вознаграждены не только ежегодным бонусом в размере 100 млн долл. на проведение контртеррористич
В отношении своего другого главного не натовского союзника Таиланда США изначально признали невозможным свое прямое участие в подавлении террористических группировок, действующих на мусульманском юге страны, поскольку считали, что это может превратить Таиланд в еще один международный фронт террористической войны. К тому же, в отличие от Индонезии и Филиппин, экстремистские организации в Таиланде не имели связей с международными террористическим
Что касается Малайзии, то её отношение к присоединению к американскому блоку борьбы с терроризмом носило неоднозначный характер. С одной стороны, власти страны во главе с М. Махатхиром на словах открыто выражали свое несогласие с проводимой США военной политикой по подавлению террористов на Ближнем Востоке и Афганистане. Однако, с другой стороны, были заинтересованы в расширении военного сотрудничества с Америкой, объем которого значительно вырос после 11 сентября 2001 г. Взаимодействие с США в антитеррористиче
С Сингапуром, который вслед за событиями 11 сентября провел успешные крупномасштабные антитеррористиче
В конечном итоге Вашингтону удалось создать систему двусторонних отношений со странами ЮВА в борьбе с терроризмом, основанную на принципе «ось и спицы». Война с терроризмом дала возможность США усилить свое военное и дипломатическое присутствие в странах ЮВА, которые, в свою очередь, извлекли из этого пользу для себя в виде получения дополнительного финансирования, расширения торговых и экономических контактов и укрепления своей боеготовности. В период с 2002 по 2013 г. США предоставили Индонезии в виде помощи в обеспечении безопасности $262 млн долл. Филиппины получили 441 млн долл.
Задача, которую преследовали США при проведении глобальной борьбы с терроризмом, казалось бы, в ЮВА была в основном выполнена – террористические организации дезорганизованы и превратились скорее в криминальные структуры, их лидеры либо уничтожены, либо осуждены на длительный тюремный срок, крупных терактов после 2009 г. не было. Однако угроза оживления терроризма возникла с появлением ИГИЛ и распространением её влияния в регионе.
О реакции США на изменившуюся ситуацию в ЮВА можно судить по опубликованному в сентябре 2015 г. докладу Агентства по международному развитию «Поддержка ИГИЛ в Индонезии и Малайзии» (Indonesian and Malaysian Support for the Islamic State). Отмечается сходство взглядов Америки и стран ЮВА в оценке угрозы ИГИЛ для их безопасности. Тем не менее сегодня США в отличие от прошлых лет не определяют ЮВА в качестве второго фронта борьбы с терроризмом и ограничивают свое взаимодействие с ними преимущественно 1) поддержкой умеренного ислама в Индонезии и Малайзии, где в последние годы отмечается снижение религиозной терпимости; 2) оказанием им помощи в осуществлении мониторинга над деятельностью экстремистских групп и в проведении исследований по этой проблеме. Эти действия рассматриваются в качестве средств дерадикализации исламистов, что оценивается сегодня странами ЮВА в качестве приоритетного направления их антитеррористиче
Обращает на себя внимание тот факт, что попытки Б. Обамы на саммите АСЕАН в ноябре 2015 г. усилить антитеррористиче
Наталья Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».