EN|FR|RU
Социальные сети:

Зачем Керри посещал Центральную Азию?

Владимир Одинцов, 07 ноября 2015

345345444В условиях происходящего сегодня падения международного престижа Вашингтона, действующая администрация США усиленно стремится нарисовать красивую картинку об успехах во внешней политике в период президентства Обамы. Однако сделать это весьма сложно из-за сплошных неудач: на Ближнем и Среднем Востоке, на Украине и во многих других регионах мира.

Желая компенсировать свои просчеты, а также на фоне укрепления международного имиджа России и Китая в последнее время, Белый дом решил обратить свое дополнительное внимание на центрально-азиатский регион. В этих целях туда был направлен 28 октября госсекретарь Джон Керри и изобретен специально для этого новый формат дипломатических контактов С5+1, т.е. пять центрально-азиатских республик (Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Казахстан) и США. На ближайший период именно этот формат должен будет, по мнению стратегов Белого дома, обеспечить уверенное внедрение США в Центральную Азию и поиск там надежных, проамерикански настроенных политиков. При этом всем сразу стало понятно, что в реальности Белый дом рассматривает этот формат как 1+С5, где главенствующая роль должна принадлежать именно США и никому более. Ведь не зря Вашингтон в последние годы создавал вблизи границ своих главных конкурентов – России и Китая – «дугу нестабильности», выступая в роли мирового гегемона в Афганистане, Ираке, Иране, на Ближнем Востоке, вскормив вместо уже набившей всем оскомину «Аль-Каиды» новую региональную и даже евроазиатскую химеру – «Исламское государство».

Использование в раскручивании программы С5+1 именно Джона Керри не является случайным. Ведь назначение Б. Обамой в феврале 2013 года этого ветерана войны во Вьетнаме и сторонника силовой операции в Ираке уже тогда означало окончание политики «перезагрузки» между Вашингтоном и Москвой, выталкивание России не только из в прошлом поддерживавших ее регионов, в частности Ближнего Востока, но также и Центральной Азии, СНГ. И подтверждением этому может служить быстрый переход на Украине «Майдана» в активную фазу в ноябре 2013 года, сразу  после прихода Керри на пост госсекретаря, занятие новым госсекретарем «непримиримой позиции» в этом конфликте к Москве, раскручивание маховика «революций» не только в арабском мире, но и в ряде стран СНГ, в том числе и Центральной Азии.

Последние события в украинском конфликте, санкционное противостояние Вашингтона Москве, война в Сирии и участие там России, конфронтационные речи Обамы и Путина на сессии ГА ООН, ознаменовали новый этап геополитической борьбы, в который вступил Белый дом, результатом чего и стало появление и срочное продвижение программы С5+1. Для оценки важности раскручивания этой программы для Вашингтона может служить и тот факт, что, направившись 28 октября из Вены в поездку по пяти центрально-азиатским государствам, Керри отказался участвовать в переговорах по весьма важному для США вопросу – по Сирии в Париже, куда отправил своего заместителя. И, хотя Соединенные Штаты уверяют мир, что они отказались от мышления «холодной войны», тем не менее даже невооруженным глазом видно, что эта война ими не заброшена в архив, и она продолжает набирать обороты во всех регионах мира.

Это обстоятельство и стремление Вашингтона разыграть центрально-азиатскую карту в противоборстве с Россией и Китаем подтверждает и недавнее интервью порталу «Афганистан.Ру» бывшего главы администрации экс-президента Афганистана Х. Карзая – Абдулы Карима Хоррама, признавшего, что «последние 13 лет Вашингтон через военную операцию в Афганистане активно пытался прибрать к рукам региональные террористические группировки с тем, чтобы минимизировать свой ущерб от них и затем направить их против своих конкурентов: России и Китая». В этой шахматной игре, безусловно, важная роль отводилась Белым домом дестабилизации через Афганистан обстановки в государствах Центральной Азии, чтобы, с одной стороны, сильнее привязать их к США и «американскому зонтику», а с другой – постоянно угрожать оттуда России и Китаю, держать их в напряжении и в зависимом положении от любых шагов там Соединенных Штатов.

Выбор времени проведения такой миссии Керри также был неслучаен. Не без тайного участия Вашингтона в последнее время заметно ухудшилась ситуация в Афганистане, движение «Талибан» развернуло наступление на крупные города, в том числе на севере страны, часть талибов перешла на сторону «Исламского государства». С одной стороны, это было сделано Белым домом для оправдания «необходимости» не только сохранения, но и увеличения военного контингента США в этой стране. С другой стороны, заметно активизировав по всему периметру среднеазиатских границ с Афганистаном боевые действия афганских сил безопасности с талибами, Вашингтон стремится заставить государства Центральной Азии поверить, что только в союзе с США и под «американским зонтиком» им может быть обеспечена безопасность. А отсюда необходимо вновь вернуться к открытию в регионе американских баз, многие из которых прекратили свое существование в последний период, в том числе и из-за позиции России.

Поэтому с точки зрения геополитики региона визит Керри в Центральную Азию можно расценивать как вызов России. Он свидетельствует о том, что США не собираются отказываться от влияния в регионе и, в свете сирийского и афганского кризисов, будут наращивать не экономическое, а военно-политическое присутствие в Центральной Азии. Тем более что первые успехи в этом вопросе ими уже достигнуты с размещением ВВС США на туркменском военном аэродроме «Мары-2». Цена вопроса размещения такой базы ВВС США в Туркменистане не превышает 200 млн долларов в год.

Именно по указанным причинам, первой страной, которую Керри посетил во время своего визита в регион, стала Киргизия, где им делалась активная попытка заключить новое военное соглашение, было открыто новое здание посольства США и кампус Американского университета в Центральной Азии. Особое внимание к этой стране во время визита было обусловлено рядом обстоятельств: это и недавняя потеря США военной базы здесь «Манас», и денонсация киргизским правительством с 19 августа с.г. соглашения о сотрудничестве между двумя странами, и значительное укрепление здесь в последний период позиций России.

Первого ноября глава внешнеполитического ведомства США провел в Самарканде саммит в формате инициированных США дипломатических контактов «С5+1» с министрами иностранных дел республик Центральной Азии, где была принята «Совместная Декларация о партнерстве и сотрудничестве пяти государств Центральной Азии и США». В ней содержатся лишь довольно общие фразы о расширении сотрудничества в торговле, энергетике, сфере транспорта, улучшении делового климата, расширении бизнес-контактов. Однако в документе, объемом в одну страницу, нет и намека на перспективы сотрудничества США и центрально-азиатской пятерки в сфере международных отношений или совместного участия в решении ключевых региональных проблем безопасности, в связи с чем совершенно непонятно, зачем в этой встрече участвовали министры иностранных дел региона, если целью форума и его итогового документа было экономическое предназначение.

Таким образом, хотя организацией визита госсекретаря Д. Керри в государства Центральной Азии и продвижением специально изобретенного формата «С5+1» Белый дом и рассчитывал внести новые акценты в региональную политику, тем не менее расклад сил здесь остался прежним. Результат этой миссии равен нулю, как, впрочем, и вся внешняя политика Соединенных Штатов последнего времени. Ведь действительно, если даже отдельные политики этого региона и хотели бы прикрыться «американским зонтиком», они не могут не понимать, что дружба с США не помогла защитить поставивших в мировой игре свою судьбу на дружбу с Вашингтоном многих лидеров Ближнего Востока, пострадавших в том числе и от раскрученной самими же США «арабской весны» или других попыток «демократизации общества» по американским лекалам.

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».