Этот механизм был запущен в сентябре 2011 г., когда в Душанбе в рамках XIV Саммита ШОС по инициативе Монголии и президента Ц. Энбэгдоржа состоялась первая трехсторонняя встреча лидеров Монголии, России и Китая, на которой стороны договорились придать таким встречам регулярный характер, а между ними проводить консультативные встречи по вопросам трехстороннего сотрудничества на уровне заместителей министров иностранных дел. И действительно за истекший год состоялись три раунда консультаций на этом уровне, а в мае 2015 г. в Уфе прошла первая встреча министров транспорта трех стран.
Как известно, 9-11 июля в Уфе проходили заседания глав и делегаций стран-участников ШОС, БРИКС и Евразийской Ассоциации экономического сотрудничества. И уже в первый же день работы этих форумов – 9 июля – прошла 2-ая трехсторонняя встреча президентов Ц. Элбэгдоржа, В.В. Путина и Си Цзиньпина, что говорит о значении, которое придается такому диалогу.
Встречу открыл президент Монголии Цихиагийн Элбэгдорж – родоначальник самой идеи проведения этого мероприятия. Надо сказать, что Монголия выступила, пожалуй, наиболее активной стороной на состоявшихся переговорах, с которыми, судя по всему, она связывает большие надежды.
Тому свидетельствовал целый пакет предложений по трехстороннему сотрудничеству, которые президент Монголии выдвинул в своем выступлении на открытии встречи. Он предложил учредить в Улан-Баторе на паритетных началах Исследовательски
По мнению монгольской стороны, принятие этих предложений (они подлежат детализации по дипломатическим каналам) будет способствовать ускорению трехстороннего сотрудничества и, добавим, решению ряда проблем экономики Монголии.
В своей речи Ц. Элбэгдорж, выразив благодарность В.В. Путину за организацию этой встречи на российской земле и Си Цзиньпину за приглашение принять участие в праздновании 70 годовщины окончания освободительной войны в Китае в сентябре этого года, предложил в рамках торжеств в Пекине снова встретиться и подписать монголо-российск
Все эти предложения монгольской стороны имеют общую цель – подвести и обогатить дружественные политические отношения между тремя странами экономическим конвентом, что должно отвечать интересам всех трех государств. Говоря о политике, президент Ц. Элбэгдорж подчеркнул, что у Монголии нет каких-либо политических или территориальных споров ни с одним из соседей. «Наша страна, – сказал он, – поддерживает с Россией дружественные отношения на уровне стратегического сотрудничества, а с КНР – отношения полноценного стратегического партнерства, развивая совместную деятельность во всех отраслях». Нюанс в оценках совершенно очевиден.
Выразив уверенность в том, что трехстороннее сотрудничество будет только укрепляться и развиваться, наполняясь все более широким содержанием в будущем, президент Ц. Энбэгдорж предложил своим партнерам организовать в 2016 г. Уланбаторскую встречу на высшем уровне в рамках не ШОС, а саммита «Азия-Европа» (АСЕМ), который состоится в Монголии.
Следует отметить, что в своих выступлениях и В.В. Путин и Си Цзиньпин сосредоточились на изложении своих позиций и не дали прямых ответов на предложения монгольской стороны, хотя некоторые из них нашли отражение в достигнутых договоренностях.
Российская сторона представила дорожную карту, определяющую приоритетные сферы взаимодействия: это политика, безопасность, экономика, приграничные межрегиональные связи, наука и техника, гуманитарная сфера; региональные и международные отношения. Документ носит всеобъемлющий характер и акцентирован на вопросы торгово-экономич
В итоге дорожная карта среднесрочного развития трехстороннего сотрудничества была принята.
В.В. Путин отметил также такие перспективные проекты, как строительство транзитной линии электропередач из России в Китай по территории Монголии, создание транспортного коридора на базе УБЖД, углубление кооперации в туристической сфере, в частности, организацию маршрута «Великий чайный путь», специального экскурсионного поезда «Звезда Евразии» (Пекин – Чита – Улан-Удэ – Иркутск), формирование туристического кластера, проведение международной туристической выставки.
Президент Китая Си Цзиньпин, выразив удовлетворение уже достигнутыми первыми результатами трехстороннего взаимодействия, отметил, что приоритетным здесь является экономическое сотрудничество. Китайская сторона поддерживает согласование совместных проектов по принципу поэтапности, таких как модернизация УБЖД, развитие трансграничных железнодорожных и автомобильных перевозок, развитие туризма и т.п.
Си Цзиньпин выступил также с предложением поручить соответствующим компетентным органам перевести в практическую плоскость и серьезно взяться за подготовку долгосрочной программы создания экономического коридора, в частности, путем сопряжения таких проектов, как «Экономический пояс шелкового пути», Евразийская зона сотрудничества на базе Транссиба – «Степного пути» – строительство трансмонгольских магистралей. По мнению Си Цзиньпина, «…формирование этого коридора обязательно окажет далеко идущее важное влияние на долгосрочное развитие наших стран и межрегиональное экономическое сотрудничество».
Си Цзиньпин высказался за проведение третьей трехсторонней встречи на полях Саммита ШОС в Пекине в 2016 г.
«Новая страница», – по выражению В.В. Путина – открытая этими встречами в отношениях трех стран» еще только набирает силу, но у нее огромный потенциал и светлая перспектива. Как отметил Си Цзиньпин, «Китай, Россия и Монголия – соседи и стратегические партнеры друг для друга, у нас имеется хорошая основа и большие потенциалы для развития трехстороннего сотрудничества. Мы должны с точки зрения долгосрочного стратегического планирования продвигать вперед трехстороннее взаимодействие». Одной из ступеней этого продвижения стала 2-ая трехсторонняя встреча, и состоявшиеся в ходе ее переговоры. Они закончились подписанием кроме Дорожной карты, еще трех важных документов, а именно:
- Меморандума о взаимопонимании по поводу создания экономического коридора между Монголией, Россией и Китаем;
- Генерального соглашения о сотрудничестве в области формирования благоприятных условий и поддержки развития трехсторонних торговых отношений между Главным Таможенным управлением Монголии, Федеральной Таможенной службой России и Главным Таможенным управлением Китая;
- Генерального соглашения о сотрудничестве в области развития пограничных портов между выше означенными таможенными службами трех стран.
Все эти соглашения, соответственно, формируют благоприятную правовую среду для развития трехстороннего сотрудничества, открывают перед ним новые возможности и перспективы.
В целом можно констатировать, что «треугольник» успешно работает, диалог продолжается и дает ощутимые результаты.
Марк Гольман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».