EN|FR|RU
Социальные сети:

Американо-китайские отношения: очередная разрядка?

Владимир Терехов, 05 июля

US_China_flagsСовременные американо-китайские отношения, существенным образом определяющие мировую ситуацию, с определённой натяжкой можно разделить на политическую и экономическую компоненты, в каждой из которых есть специфические проблемы.

Политическая компонента резко обострилась в ходе очередного кризиса в Южно-Китайском море (ЮКМ), развивающегося с осени 2014 г. В его основе находятся территориальные споры в ЮКМ между Китаем, с одной стороны, и его южными соседями – с другой. Но в эти споры активно вмешиваются США и ясно, на чьей стороне.

Однако процесс дальнейшего накопления негатива в отношениях между Вашингтоном и Пекином из-за обострения ситуации в ЮКМ делает реальной перспективу их прямого конфликта и, в частности, ставит под вопрос осуществление первого государственного визита в США Председателя КНР Си Цзиньпина, запланированного на сентябрь с.г.

В этих условиях оба основных глобальных соперника, видимо, решили выполнить команду “брейк”, о чём свидетельствует ряд двусторонних мероприятий последних двух-трёх недель.

В первую очередь обращает на себя внимание проходивший с 11 по 15 июня 2015 г. визит в США генерал-полковника Фань Чанлуна – одного из двух заместителей Си Цзиньпина, занимающего также пост председателя Центрального военного совета – высшего государственного органа по управлению вооружёнными силами КНР.

Турне китайского гостя началось с города-порта Сан-Диего, который служит одной из основных военно-морских баз Тихоокеанского командования США. Здесь Фань Чанлун был приглашён посетить палубу новейшего ударного авианосца “Рональд Рейган”.

Со стороны американских хозяев двусмысленность этого мероприятия по отношению к китайскому гостю заключалась в том, что месяцем ранее было объявлено о передислокации данного авианосца в японский порт Йокосука.

Таким образом, “Рональд Рейган” станет лидером авианосной ударной группы передового базирования, которая будет заниматься “проецированием силы” на всём морском пространстве, примыкающем к побережью Китая. По мнению экспертов, вполне вероятное периодическое появление авианосца в ЮКМ резко усилит потенциал силового противостояния Китаю со стороны его южных соседей.

В ходе визита Фань Чанлун провёл переговоры с министром обороны Эштоном Картером, а также Сьюзен Райс – советником президента США по национальной безопасности.

Генерал Фань заверил своих американских собеседников, что Китай сделает всё возможное для успеха предстоящего визита Си Цзиньпина. В этом плане обращает на себя внимание заявление китайского МИД о завершении “вскоре” работ по созданию искусственных островов в ЮКМ, которые послужили непосредственным поводом для очередного обострения напряжённости в данном регионе.

С руководством министерства обороны США генерал Фань Чанлун обсуждал некоторые аспекты развития двустороннего взаимодействия по линии военных ведомств. Китайский гость пригласил Э. Картера и нового руководителя Тихоокеанского командования Гарри Гарриса посетить КНР уже в текущем году.

Что касается сферы экономики, то американские претензии к Китаю периодически излагаются в отчётах “Американо-китайского совета по вопросам бизнеса” (US-China Business Council, USCBC), позиционирующего себя в качестве “частной, бездоходной организации, в состав которой входят около 220 американских компаний, имеющих деловые связи с Китаем”.

Гостями мероприятий, которые проводятся USCBC, в разное время были бывшие и действующие политики высшего ранга из обеих стран, такие как Ху Цзиньтао, Вэнь Цзябао, Ли Кэцянь, Джо Байден, Хиллари Клинтон, Тимоти Гейтнер.

В начале июня с.г. USCBC выпустило очередной отчёт на 80-и страницах, заголовок которого “Показатели китайских экономических реформ – незначительный прогресс; всё ещё ограниченное влияние” отражает основные выводы его авторов.

В частности констатируется, что, несмотря на лозунг последнего времени “Позволить рынку играть решающую роль”, реформы в основных отраслях экономики КНР продвигаются медленно, и это вызывает определённые опасения у американских компаний по вопросу развития бизнеса в Китае.

Для наглядной демонстрации определения “медленно” авторы отчёта изобразили полукруг (типа автомобильного спидометра), на котором стрелка, отмечающая темпы проведения реформ в Китае, едва отходит от начального левого края.

Указав “на сохранение [в Китае] рыночных барьеров к выгоде собственных компаний”, авторы выразили надежду на то, что в ходе очередного заседания американо-китайского Стратегического и экономического диалога (СЭД), а также предстоящего визита Си Цзиньпина в США удастся достичь прогресса как в китайских реформах, так и в двусторонних экономических отношениях.

Естественно, что мнение столь влиятельной организации относительно проводимых в Китае реформ не осталось без внимания китайских экспертов. Отмечается, например, что, хотя в китайской экономике действительно наметились проблемы, но Китай всё равно остаётся одним из главных рынков продажи американских товаров, объём которого за последние 10 лет возрос втрое.

Однако реальную значимость этих цифр можно оценить только на фоне изменений по последним годам как самого американского экспорта в Китай, так и встречного китайского экспорта, а также баланса двусторонней торговли.

Американский экспорт в Китай в 2012, 2013 и в 2014 гг. равнялся 110,5; 121,7 и 123,7 млрд долл. Соответственно, объём китайского экспорта в США составил 426,7; 440,4 и 466,8 млрд долл.

Следовательно, давно сформировавшийся отрицательный баланс в торговле США с Китаем в течение трёх последних лет оставался на уровне свыше 300 млрд долл., имея тенденцию к медленному росту. Американцы склонны искать причину этого в “недобросовестном манипулировании” китайцами обменным курсом национальной валюты, который считается “искусственно заниженным”.

Упоминавшийся выше американо-китайский Стратегический и экономический диалог провёл своё седьмое заседание в Вашингтоне 23-25 июня 2015 г. Параллельно с работой СЭД состоялся 6-ой форум двустороннего комитета по “народной дипломатии” (people-to-people).

О значимости, которую обе стороны придавали этим мероприятиям, свидетельствует уровень руководства делегаций. Китайскую возглавляли член госсовета КНР Ян Цзечи и вице-премьер Лю Яньдун, американскую – госсекретарь Джон Керри и министр финансов Джейкоб Лью.

К участникам с приветственной речью обратился вице-президент Дж. Байден, который заверил китайских коллег, что США не опасаются мирного роста КНР, а Дж. Керри заявил о возможном определяющем влиянии американо-китайских отношений на мировое развитие в 21 в.

Однако китайская Global Times, отвечая на эти высказывания американских политиков, отмечает, что, хотя в двусторонних отношениях действительно наметился “тренд на кооперацию, но сохраняются источники для взаимных подозрений, и остаётся слишком много возможностей для скатывания в конфликт”.

Что касается американских экспертов, то положительные итоги очередного СЭД они также видят, скорее, в самом факте его проведения. По их мнению, на фундаментальные вопросы не было получено конкретных ответов, хотя важно уже то, что не обходились ключевые проблемы в двусторонних экономических отношениях.

Впрочем, были оценки эмоционального плана по итогам обсуждения некоторых проблем частного плана. Так, заместитель госсекретаря по проблемам окружающей среды Кэтрин Новелли назвала “потрясающе позитивными” результаты работы двустороннего комитета по защите океана от последствий человеческой деятельности.

Наконец, необходимо отметить, что в развивающихся по синусоиде американо-китайских отношениях не впервые намечается разрядка напряжённости. Но что-то определённое о глубине и продолжительности её нынешнего периода можно будет говорить после визита Си Цзиньпина в США.

Ключевой проблемой остаётся степень (и сама возможность) согласования целей и стратегий обеих ведущих мировых держав в регионе и в мире в целом.

Как совместить американский стратегический “разворот в Азию” (с его очевидно антикитайским подтекстом) и формулу Си Цзиньпина о том, что Китай, продолжая двигаться по пути мирного развития, никогда не откажется от своих “законных прав” и не будет торговать “ключевыми национальными интересами”?

Эта формула нынешнего китайского лидера была произнесена в начале 2013 г., то есть накануне его избрания на высший государственный пост. Кстати, её вторую часть Дж. Байден предпочёл не упоминать в цитировавшемся выше выступлении.

Представляется примечательной и взаимная пикировка на тему нарушений прав человека (весьма “благодарную” в этом плане), случившуюся как раз в ходе попыток восстановить двусторонний политико-экономический диалог.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение»