Среди существующих сегодня террористических группировок ИГИЛ особо выделяется не только своей военной и экономической мощью, но и весьма умелым ведением пропаганды с использованием СМИ и интернет-ресурсо
В интернет регулярно попадают на хорошем профессиональном уровне подготовленные видео материалы самой широкой направленности: презентационные (демонстрирующие мощь и военные успехи ИГИЛ), интервью с боевиками и командирами, «ритуальные» казни заложников и обращения к мировым державам, сцены «мирной жизни» в «Халифате», интервью с жителями. Для продвижения своей пропаганды ИГИЛ использует все виды СМИ, делая особый упор на соцсети. Особенность этих средств связи позволяет создавать чрезвычайно разветвленную сеть, не имеющую единого центра и позволяющую в сжатые сроки распространить необходимую информацию среди целевой аудитории. Так, по оценкам отдельных экспертов, сегодня в Twitter насчитывается примерно 90 тысяч аккаунтов, владельцы которых разделяют взгляды ИГИЛ, либо проявляют интерес к деятельности этой террористической организации. При этом лишь порядка 2 тысяч из них поддерживает тесную связь между собой и принадлежит непосредственно к членам ИГИЛ или его активным пособникам. Каждый из таких аккаунтов имеет от 2 до 50 тысяч подписчиков, создавая тем самым целевую аудиторию радикалов и выполняющих функцию дальнейшего распространения информации и идей ИГИЛ.
Главной медиа-площадкой для боевиков является видео-хостинг Youtube. Помимо традиционно «текстовых» соцсетей Twitter и Facebook радикалы освоили один из самых популярных сегодня сервисов – Instagram. Пользующийся популярностью сервис Ask выполняет функцию онлайн-вербовщик
В целом же созданная ИГИЛ медийная инфраструктура является весьма развитой. Общее руководство пропагандистской деятельностью ИГИЛ осуществляет гражданин Сирии Абу Амр Аль-Шами (Abu Amr al Shami) – член совета шуры, некогда бывший лидером исламистов в Алеппо. Он направляет деятельность многих сотрудничающих с ним писателей, журналистов, режиссеров, занятых созданием пропагандистских контентов, деятельностью блогеров и редакторов электронных изданий и ресурсов, осуществляющих мониторинг медийного пространства и соцсетей. Функции официального представителя терорганизации выполняет Абу Мохаммад Аль-Аднани (Abu Mohammad al Adnani), известный также как министр связи «Исламского государства».
Для реализации информационной политики еще в 2006 году «Аль-Каидой» и «Исламским государством Ирака» было учреждено медиа-агентство «Аль-Фуркан» (al-Furqan Institute for MediaProduction), которое стало основным центром производства широкого спектра медиапродукции: фильмов, брошюр, информационных материалов для распространения в сети Интернет. Именно этим агентством были изготовлены и распространены в Интернет получившие сильнейший общественный резонанс видеоролики ИГИЛ с казнями американских журналистов Джеймса Фоули и Стивена Сотлоффа, а также подданного Великобритании Дэвида Хэйнса в августе-сентябре 2014 года.
В 2013 году ИГИЛ создал медиа-фонд «Айнад» (Ajnad Media Foundation), который специализируется на изготовлении и распространении джихадистских проповедей и песнопений (нашидов), а также медиа-агентство «Итисаам» (I’tisaam Media Foundation), которое производит и распространяет контент на арабском языке, считающееся во многих западных СМИ основным масс-медиа ИГИЛ. Размещенные в Интернете (в частности, на сайте «Jihadology.net»
В 2014 г. ИГИЛ учредил новый медиа-центр «Аль-Хайят» (AlHayat Media Center), ориентированный на западную аудиторию и выпускающий материалы на английском, немецком, русском и французском языках. Его медиапродукция нацелена, прежде всего, на привлечение новых участников в террористическую группировку из западных стран, призывает жителей стран Запада совершать теракты в странах их проживания и публикует необходимые инструкции по их подготовке и осуществлению. «Аль-Хайят» выпускает также печатную продукцию. В частности, информационные бюллетени по 8-10 страниц «Islamic State Report» и «Islamic State News», рассказывающие о наиболее важных политических, военных и социальных акциях ИГИЛ, а также журнал «Dabiq», которые издаются на нескольких языках, включая английский, и они доступны для скачивания в Интернете.
Дополнительно, в каждой контролируемой ИГИЛ провинции существует свой медиаресурс, в нужном ключе освещающий местные события.
Члены ИГИЛ используют и «продвинутые» инструменты продвижения информации в Интернете. Так, в интересах ИГИЛ было разработано специальное приложение для Android под названием The Dawn of Glad Tidings («Рассвет радостных вестей») для массовой генерации и рассылки сообщений в Twitter. Как только сторонники ИГИЛ регистрировались в приложении, оно начинало рассылать от их имени одинаковые сообщения, вставляя между каждым символом пробел, обходя тем самым алгоритмы анти-спама в Twitter.
Другим способом работы ИГИЛ в Twitter является продвижение определенных хештегов. Сотни, а иногда и тысячи активистов в определенное время дня многократно размещают твиты с необходимыми хештегами. В частности, этот способ позволил активистам ИГИЛ искажать результаты @ActiveHashtags (популярного аккаунта в арабском Twitter, в котором ежедневно публикуются наиболее популярные теги) и обеспечить себе дополнительную аудиторию. Еще одной возможностью для ИГИЛ стал мессенджер FireChat, позволяющий общаться без подключения к интернету: если на смартфоне установлено данное приложение, то даже при отсутствии интернет-соедине
Помимо этого в интернетпростран
Предпринимаемые рядом государств меры, по противодействию использования соцсетей и медиапространств
Владимир Платов, эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».