EN|FR|RU
Социальные сети:

Япония в “Больших манёврах” мая 2015 г.

Владимир Терехов, 03 июня

japa34234Стратегическая ситуация в АТР формируется в ходе “Больших манёвров”, которые проводятся основными участниками региональной “Большой игры”. Главным актом японского маневрирования в мае с.г., несомненно, стал государственный визит премьер-министра Синдзо Абэ в США, некоторые итоги которого были рассмотрены ранее.

К другим примечательным событиям подобного рода следует отнести рабочий визит премьер-министра Малайзии Наджиб Тун Разака в Токио (25 мая), 7-ю встречу лидеров Японии и “Форума тихоокеанских островов” (22-23 мая), посещение КНР представительной делегацией японского парламента (4-6 мая) и масштабную акцию, проведенную 21-22 мая в Пекине в рамках “народной дипломатии”.

Все эти акции и события объединяет то, что они прямо или косвенно (а также противоречивым образом) затрагивают интересы Китая – другого ведущего участника “Большой игры” в АТР.

Так, визит в Японию Н.Т. Разака проходил на фоне очередного обострения ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ), в чём политические оппоненты Китая обвиняют Пекин.

Речь идёт о китайских работах по расширению поверхности некоторых из небольших островов-рифов архипелага Спратли, являющегося предметом претензий (полностью или частично) со стороны Вьетнама, Филиппин, Тайваня, Брунея и той же Малайзии.

Эти страны подозревают Пекин в намерении превратить искусственные острова в полноценные военные базы, с помощью которых будет осуществляться контроль над той большей частью (85% всей поверхности) ЮКМ, которую КНР считает своей в силу “исторических” причин.

В свою очередь в Китае отрицают военную направленность тех сооружений, которые уже возводятся на искусственных островах, подчёркивая при этом своё “суверенное право строить на своей территории” то, что считают необходимым.

В ответ на вопли: “Караул! Грабят!”, которые периодически раздаются из ряда упомянутых выше прибрежных стран ЮКМ (главным образом из Филиппин и Вьетнама), в его акваторию стал захаживать ”мировой шериф” и, поигрывая дубинкой, настоятельно советовать джентльменам успокоиться, решать проблемы мирным способом, не угрожая друг другу и в соответствие с международным правом.

Его появление в ЮКМ встречает полное одобрение со стороны почти всех “джентльменов”. Кроме одного, но самого главного, позиция которого в связи с самим фактом присутствия здесь “шерифа” сводится к нескольким тезисам: “Вы, собственно, зачем сюда приехали с другого конца Земли”; “Мы здесь сами разберёмся без “внешних” советов” и (в последнее время) “Зачем портить двусторонние отношения по таким пустякам, как мои проблемы в отношениях с другими местными джентльменами”.

Взаимное маневрирование США и Китая, то есть двух основных региональных игроков, уже давно является одним из главных факторов, определяющих ситуацию в ЮКМ. Однако всё более определённо на роль не менее важного регионального игрока претендует Япония.

Более того, вполне вероятно, что уже в ближайшей перспективе манёвры в связке “Япония-Китай” будут играть по меньшей мере столь же важную роль в ЮКМ, как и в паре “США-Китай”. Тем более, что Вашингтон всячески подталкивает Токио к принятию на себя функции “помощника шерифа”.

Именно с позиций усиления присутствия в ЮКМ Японии комментируются итоги визита премьер-министра Малайзии в Токио. Наряду с расширением разностороннего экономического сотрудничества Япония намерена оказать помощь в совершенствовании морской пограничной службы Малайзии “перед лицом роста китайского влияния в ЮКМ”.

Обширным “Совместным заявлением”, принятым по итогам переговоров, двусторонние отношения повышаются до состояния “стратегического партнёрства”, которое теперь охватывает практически все аспекты межгосударственных отношений. В частности, в разделе “Кооперация в целях обеспечения мира и стабильности”, говорится, что оба лидера “подтверждают недавно подписанный меморандум о двусторонней кооперации в сфере обороны” и обмена военными технологиями.

Фактор Китая незримо присутствовал и в ходе очередной встречи С. Абэ с лидерами 16-и стран, объединённых “Форумом тихоокеанских островов” (ФТО), которая с 1997 г. проводится раз в три года. Следует напомнить, что наряду с экзотическими островными государствами юго-западной части Тихого океана в ФТО входят Австралия и Новая Зеландия.

Основной мотив растущего интереса Японии к этим странам тот же, что и 80 лет назад. Он обусловлен их крайне важным стратегическим положением. Роль этого мотива будет только возрастать по мере выхода региональной “Большой игры” за рамки прилегающего к Китаю морского пространства и её распространения на всю акваторию Тихого океана.

Важным признаком указанной тенденции становится растущий интерес КНР к тихоокеанским островным странам, о чём свидетельствует, в частности, визит на Фиджи председателя КНР Си Цзиньпина, состоявшийся 21-23 ноября 2014 г. В ходе этого визита китайский лидер обозначил свою страну в качестве «вечного искреннего друга народов островных государств Тихого океана».

Не менее яркий и многообещающий характер для лидеров тихоокеанских стран носило выступление перед ними С. Абэ. Он назвал “маяками, высвечивающими путь в будущее” уже реализуемые Японией проекты в этих странах.

Как следует из заключительного документа работы очередного Форума, Япония продолжит оказание разносторонней помощи малым островным странам. При этом и далее особое внимание будет уделяться решению специфической для них проблемы, которая заключается в уязвимости к природным катаклизмам (главным образом тайфунам), а также к последствиям климатических изменений.

Если переговоры С. Абэ с премьер-министром Малайзии и лидерами “Форума тихоокеанских островов” отражают скорее конкурентную компоненту в манёврах Японии на китайском направлении, то визит в Пекин японской парламентской делегации и масштабная акция в формате “народной дипломатии” свидетельствуют о стремлении Токио к притормаживанию процесса раскручивания спирали недоверия между двумя ведущими странами Азии.

В ходе трёхдневного (с 4 по 6 мая) визита в Пекин представительной делегации из 11 японских парламентариев во главе с заместителем руководителя правящей Либерально-демократической партии Масахико Комурой были проведены переговоры с китайскими коллегами, а также руководящими лицами в иерархии КПК.

В комментариях к этому визиту подчёркивается, что он стал возможен в результате инициирования лидерами Китая и Японии в ноябре 2014 г. (на полях очередного саммита АТЭС) процесса “размораживания” двусторонних политических отношений.

Однако символически даже более значимым событием стало “экстраординарно тёплое обращение”.

Си Цзиньпина в адрес 3 тыс. японцев (бизнесмены, политические деятели и просто туристы), собравшихся 21-22 мая в Пекине. Масштабный взаимный туризм вполне может рассматриваться в качестве своеобразного проявления “народной дипломатии”.

В связи с этим отмечается резкое (на 83% и до 2,4 млн человек) увеличение в 2014 г. числа китайских туристов, посетивших в том году Японию. Каждый из них, между прочим, оставил в стране в среднем по 1 тыс. долл., что немаловажно для стагнирующей японской экономики.

Таким образом, общая картина от майских манёвров Японии на китайском направлении носит противоречивый характер. Как, впрочем, и региональная ситуация в целом.

Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».