События в мире все стремительнее ускоряют бег, сменяя, сталкивая и тесня друг друга. Особенно это характерно для региона Ближнего Востока, где после «весны арабских революций» шквал потрясений, кардинальных изменений продолжает захватывать все новые области. Ныне вряд ли кто-нибудь скажет, что время там остановилось и в комментариях чаще пишут, что даже самые спорые корреспонденты не успевают за сменой событий.
Мощные потрясения в регионе начинают влиять и на застрявший в тупике на многие годы арабо-израильски
Увы, израильского премьера Б. Нетаньяху эти проблемы мало трогают. Его больше заботит продолжающееся вот уже значительное время подвешенное состояние отношений с Вашингтоном, прежде всего, в связи с подходом США к иранской ядерной программе, а также разногласия с Евросоюзом, особенно после признания некоторыми европейскими столицами Палестинского государства.
Б. Нетаньяху считает, что ожидаемое оформление окончательного соглашения по иранской ядерной программе (а это, по его оценке, ныне уже безусловно входит в планы Б. Обамы), изменит стратегический баланс в регионе, усилив позиции Ирана, его возможности для маневра, для воздействия на развитие ситуации в Сирии, Ираке, во всем Персидском заливе.
Находясь в сложном положении, Б. Нетаньяху дает сигналы о том, что стремится активизировать диалог с американской администрацией, предупреждая при этом, что не отказывается от критики соглашения с Ираном и будет внимательно следить за ходом этого переговорного процесса.
Что же касается другой «неудобной» темы – обсуждения в СБ ООН резолюции по палестинскому государству, то он не сомневается, что лоббисты Израиля в Конгрессе найдут способ оказать давление на президента Б. Обаму в этом вопросе, и американское вето «ему обеспечено».
В целом же Б. Нетаньху, с учетом опыта «нескладных» отношений с президентом Б. Обамой, которого он в неофициальных высказываниях называл «левым либералом, наивным и слабым», рассчитывает, что ему удастся установить более тесные и доверительные контакты с новым американским президентом (будь он из клана Буша или Клинтона).
Нетаньяху полагает, что арабский мир ныне переживает один из самых тяжелых и при этом трудно прогнозируемых периодов его современной истории: целые страны вовлечены в кровопролитные гражданские войны, одна из самых больших и некогда богатых – Ливия разодрана на части и погружена в хаос, которому, кажется, не видно конца, распри между правителями монархий принимают все более явный характер, и внутри каждой из них бурлят опасные политические страсти. И по всему региону блуждают фанатики-террори
Израильский премьер считает, что палестинская проблема в значительной степени отражает межарабскую борьбу за власть, и поэтому, видимо, он будет пытаться сжимать кольцо вокруг Хамас и одновременно стремиться сделать положение М. Аббаса более уязвимым и более зависимым от Израиля.
Нынешнее израильское правительство старается не упустить возможность использовать хаос и раскол, царящие в арабском мире, и под шумок продолжать прежнюю линию на ползучую оккупацию и манипуляцию с арабскими лидерами. То выступая с угрозами, вплоть до применения силы, то апеллируя к налаживанию полезных контактов.
Нетаньяху не разделяет мессианских идей поселенцев, считая поселения инструментом для предотвращения создания палестинского государства. Поэтому он будет придерживаться курса на систематическое их расширение, убежденный в том, что, поскольку эта линия срабатывала раньше, она будет работать и дальше.
В проведении данной политики Нетаньяху будет опираться на две крупнейшие еврейские организации США – Конференцию президентов американских еврейских организаций и Американо-израил
По мнению многих обозревателей, «бодание США с Израилем», видимо, будет продолжаться еще некоторое время. Так, агентство новостей Блумберг в конце апреля с.г. сообщало, что администрация США дала понять израильтянам, что может даже отказаться от давней американской политики защиты Израиля в ООН и поддержать проект резолюции, устанавливающей условия для создания двух государств.
В этой связи уместно напомнить, что в ноябре 2014 г. Франция выдвинула в Совете Безопасности ООН проект резолюции, который определяет процесс «переговорного решения» (во французском проекте говорится о постепенном полном выводе израильских сил безопасности в соответствии с резолюцией СБ ООН 242 от 1967 года). Причем этот проект резолюции явно не согласуется с принципами, изложенными 18 февраля 2011 года послом США в ООН Сьюзен Райс (ныне она помощник президента по национальной безопасности). И тогда она заявила следующее: «Мы полагаем, что неразумно Совету Безопасности пытаться самому решать основные вопросы, которые разделяют израильтян и палестинцев… Единственным путем достижения общей цели являются прямые переговоры между сторонами… Это – конфликт израильтян и палестинцев, и даже лучше всех настроенные внешние силы не могут решить конфликт за них». В последующем под давлением Соединенных Штатов французы отказались от продвижения своего проекта, и все же нельзя исключать, что в новых условиях в ООН могут вновь вернуться к нему.
Вместе с тем в политических кругах западных стран, безусловно, осознают, что необходимо найти выход из сложившегося тупика и внимательно отслеживают соображения и оценки, высказываемые политологами и экспертами. В этом плане привлекло внимание предложение бывшего израильского министра юстиции Йоси Бейлина, опубликованное 15 мая с.г. в газете «Нью-Йорк таймс». Он считает, что поскольку позиции нынешнего правого правительства Израиля являются хрупкими, то чтобы устоять оно должно продемонстрирова
С некоторым идеями в этом плане выступил известный ливанский публицист Рами Хури. В опубликованном им 25 апреля с.г. материале он, заметив без обиняков, что разумных приемлемых идей от «диких людей в Вашингтоне», ожидать не приходится, предложил обратить внимание на книгу шведского дипломата Матиаса Моссберга и американца Марка Левина под названием «Одна земля, два государства: Израиль и Палестина как параллельные государства». В ней в качестве одного из возможных вариантов предлагается модель, по которой палестинцы и израильтяне могли бы выбирать место проживания, а их национальные суверенные права были бы ограждены соответствующими израильскими и палестинскими государственными структурами. Разумеется, это всего лишь небольшой шаг к всеобъемлющему урегулированию, но он мог хотя бы частично помочь снять остроту повседневных проблем населения.
В столицах Ближнего Востока царят пессимистические настроения. Причина этого – тот факт, что по превалирующему мнению арабской прессы (в частности, «Араб ньюс» 09.05.2015 г.), нынешнее правительство Нетаньяху является самым правым в современной истории (в израильских левых кругах не скрывают раздражения тем, что портфель министра юстиции получила женщина, известная своими экстремистскими взглядами), и шансы на достижение хотя бы небольших подвижек в переговорном процессе ничтожны. Еще резче высказался на этот счет израильский исследователь Й. Мекельберг из Лондонского Королевского института международных отношений, по мнению которого итоги выборов 17 марта и формирование нового израильского правительства, по существу, «являются последним гвоздем в гроб мирного процесса». Один из министров палестинского кабинета прямо заявил, что приведенное только что к присяге правительство, по существу является «правительством войны».
В настоящее время не только в левых израильских, в арабских и даже в западных странах растет обеспокоенность пробуксовыванием мирного ближневосточного процесса, ибо в итоге это лишь усиливает позиции экстремистских сил с обеих сторон. Для всех давно уже стало очевидным, что без справедливого урегулирования с палестинцами, Израиль будет постоянно оставаться под угрозой, и его безопасность может быть обеспечена только на путях договоренности с арабами и реальными международными гарантиями.
Владимир Машин, кандидат исторических наук, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».