В связи с недавним решением компании Shell, поддержанным администрацией Обамы, отправить в море Бофорта и в Чукотское море две нефтедобывающие платформы для бурения пяти нефтяных скважин, не только в США, но и во многих странах мира растет волна протеста реализации указанных планов. Международная общественность, в отличие от финансовых магнатов США, прекрасно понимает, что такие планы компании Shell значительно увеличивают риск глобальной экологической катастрофы, которая по своим масштабам может затмить аварию в Мексиканском заливе. Кстати, вероятность того, что подобная экологическая катастрофа может произойти в Арктике в случае начала там нефтеразработок, оценивается даже Бюро по управлению энергией океана США на уровне 75%.
Для освоения Аляски Shell уже наняла два буровых судна и порядка 25 страховочных кораблей. Судно Noble Discoverer будет работать в Чукотском море, в то время как буровая баржа Kulluk отправится в море Бофорта. При этом примечательно, что Noble Discoverer — это переделанный под буровое судно сухогруз, построенный в 1966 году, и именно с его участием произошла недавняя авария у берегов Новой Зеландии.
Нефтяные компании многих стран последние годы с особым азартом кладоискателей напряженно смотрят в сторону Арктики, где по текущим оценкам Геологической службы США, сосредоточено около 90 млрд баррелей нефти, 20 из которых сосредоточены в ледовых водах Аляски. Этот регион стал для них особенно привлекательным в последние годы, в связи с появлением новых технологий бурения, изменением климата и таянием из-за этого морского льда в Арктике, а также по причине истощения традиционных месторождений нефтедобычи. Вот почему ведущим мировым нефтяным компаниям уже удалось разделить даже сферы влияния в этом регионе: у берегов Аляски обосновалась Royal Dutch Shell, в норвежском Заполярье — Statoil, а ExxonMobil и «Роснефть» совместно начали действовать в российской Арктике, хотя введенные Вашингтоном осенью 2014 г. санкции для американских компаний и заставили ExxonMobil покинуть этот проект.
Однако реализовать указанные надежды в Арктике не просто. Так, компания Shell уже работала на американском полярном плато. Первая платформа буровой скважины была установлена на Аляске (острова Кука) в 1964 г., но результаты исследований буровых скважин оказались неудовлетворител
Тем не менее, Shell возвратилась на Аляску в 2012 г. для разработки блоков Torpedo и Sivulliq в море Бофорта и блока Burger в Чукотском море. Как сообщал ранее бывший патрон Shell Петер Возэ, компания инвестировала на эти работы в Аляске почти 5 миллиардов долларов. Однако программа поисково-разведо
При этом следует отметить, что компания Shell уже неоднократно оказывалась в центре крупных скандалов, связанных с нанесенным ею ущерба окружающей среде и здоровью людей в различных регионах мира. Так, в 2001 году суд Никарагуа признал компанию Shell, которая всю вторую половину XX века выпускала токсичный для человека пестицид дибромхлорпропан
В 2008 г. в провинции Огониленд в дельте реки Нигер произошел крупный разлив нефти из-за прорыва нефтепровода Shell и, согласно отчету ООН, очистка огромной покрытой мазутом территории может занять до 30 лет. Недавно нидерландско-бри
Другой разлив нефти по вине Shell произошел на африканском континенте в 2011 г., в связи с чем парламентарии в Абудже предложили тогда компании заплатить штрафные санкции в размере 4 млрд долларов.
В 2013 г. британское правительство сообщило, что англо-голландска
Нельзя также забывать, что, по данным Департамента управления минеральными ресурсами США, только в 2001-2010 гг. на морских платформах было зафиксировано 858 разномасштабных пожаров и взрывов (в среднем одно происшествие каждые четыре дня), что делает возможность возникновения очередной экологической катастрофы во время работы компании Shell в Арктике более чем реальной. Что же касается эффективности работ по ликвидации нефтяных разливов и загрязнений, то Географическая служба США сама признает, что их возможно собрать в Арктике лишь до 20%. Для сведения: после аварии Deepwater Horizon было убрано лишь 3% нефти, а в случае с танкером Exxon Valdez эта цифра достигла 9%.
Если же говорить об эффективности ликвидации нефтяных разливов, то нельзя забывать, что в Арктике эти работы осложняют многие природные явления: туманы и штормы, продолжительная полярная ночь, низкие температуры, лед, ограничивающий доступ и снижающий эффективность специализированн
Экологическая компания Pew Environment Group не так давно исследовала планы ликвидации разливов нефти, составленные для работы в Арктике, и заявила, что нефтяная индустрия «не готова к работе в Арктике, а ее планы недооценивают вероятность аварии и ее последствия, особенно в границах американской части шельфа Северного Ледовитого океана».
Нельзя забывать, что северные моря Аляски — это убежище для десятков тысяч китов, сотен тысяч моржей и тюленей, миллионов птиц, тысяч белых медведей, бесчисленных рыб и других представителей подводного мира. Северный Ледовитый океан — это один из последних уголков экологического морского рая, которые существуют на Земле. Но это, к сожалению, Обама и его администрация совершенно забыли.
Вот почему активное противодействие экологов и международной общественности возвращению Shell в Арктику весьма обосновано и задача остановить разрушение Арктики весьма актуальна. В первую очередь для этого необходимо отвести угрозу от той ее части, которая сегодня находится в опасности — от Аляски.
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».