Скопой называют уникального воздушного хищника–рыболова
Из многочисленных проектов подобных аппаратов, разрабатывавшихс
По основным характеристикам (грузоподъёмност
Процесс взлёта, перехода в режим горизонтального полёта и посадки “Osprey” производит сильное впечатление. Оснащённые огромными винтами два двигателя на концах крыльев конвертоплана занимают вертикальное положение, и аппарат взлетает как обычный вертолёт.
На определённой высоте пилот лёгким движением (даже не руки, а пальца) крутит какое-то колёсико на пульте управления, двигатели поворачиваются в горизонтальное положение и аппарат превращается (“конвертируется
Однако нынешняя лёгкость “конвертирования
Программа не раз оказывалась на грани закрытия по причине как раз её стоимости и многочисленных аварий с человеческими жертвами. Подобные аварии сопровождали как весь период испытаний “Osprey”, так и начавшуюся во второй половине прошлого десятилетия боевую эксплуатацию аппаратов в воинских частях.
Необходимо, однако, отметить, что в Афганистане они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Поэтому оба заказчика (ВВС и КМП США), несмотря ни на что, твёрдо поддерживают продолжение программы доводки и серийного производство “Скоп”. Естественно, что при этом никто никаких гарантий 100-процентной надёжности эксплуатации крайне сложных летательных аппаратов дать не может.
Это подтвердила последняя авария, случившаяся 17 мая с.г. на Гавайях. Что-то, видимо, не заладилось с “лёгким движением” в ходе посадки. Итог: из 22 находившихся на борту “Скопы” один погиб и 12 ранено.
Это происшествие имело уже серьёзные международные последствия, поскольку затронуло чувствительные моменты отношений США с Японией, ключевым американским союзником в Азиатско-Тихооке
Одним из основных источников турбулентности в двусторонних отношениях является проблема передислокации военно-воздушной базы КМП “Футэмма”, расположенной в центре плотно заселённого города Гинован на Окинаве. Эта база, выполняющая задачи транспортировки частей КПП, оснащена 24 “Скопами”.
Проблема передислокации “Футэммы”, вызывающая головную боль не только в Вашингтоне, но и в Токио, находилась в верхней части перечня повестки дня переговоров президента Барака Обамы с премьер-министро
Одним из основных пунктов итогового документа был подтверждён совместный план 2006 г. о передислокации базы в менее населённый район той же Окинавы.
Но дело в том, что подавляющее большинство окинавцев выступают вообще против оставления “Футеммы” на острове. На волне подобных настроений в ноябре прошлого года убедительную победу на губернаторских выборах одержал Такэси Онага – твёрдый сторонник удаления с острова как этой, так и всех других американских баз.
В ходе зондажных переговоров на эту тему с новым губернатором, которые С. Абэ провёл за неделю до отбытия в США, Т. Онага в неявной форме отправил обоим уважаемым лидерам стран-союзниц месседж в стиле “позвольте Вам выйти вон” с Окинавы, прихватив с собой “Футэмму” вместе со всеми её “Скопами”.
Не увидев в итогах визита премьер-министра в США никаких положительных подвижек в позиции центрального правительства относительно крайне болезненной для них проблемы, окинавцы, как это не раз было в последние десятилетия, провели массовые шествия и демонстрации протеста, в которых приняли участие японцы из других префектур.
Сразу после аварии на Гавайях опасения в связи с уже принятыми планами по развёртыванию десяти “Скоп” на авиабазе “Ёкота”, расположенной на окраине одного из округов “Большого Токио”, выразили уже представители столичной префектуры.
Кроме того, само правительство Японии запланировало закупить у американцев те же “Скопы” для проведения собственных десантных операций в районе так называемых “удалённых островов”, под которыми все отчётливо понимают острова Сенкаку/Дяоюйдао
Противники не только этой сделки, но и всего курса нынешнего правительства Японии по выносу за границу операционной активности национальных вооружённых сил, несомненно, воспользуются гавайской катастрофой.
В конце мая с недельным визитом в США с целью проведения разъяснительной работы среди различных слоёв американского общества и политической элиты отправляется губернатор Т. Онага, и последняя аварии “Скопы” резко укрепит его аргументацию.
Однако сам этот демарш губернатора Окинавы вызывает вопросы. Он что собирается сказать руководству США? Что “товарищ (то есть премьер-министр его собственной страны) не понимает”?
Всё он понимает. И прежде всего то, что ситуация вокруг Японии выглядит весьма непростой. Обойтись без опоры на союзника в лице США Япония ещё длительное время, видимо, не сможет.
В этих условиях любые вольные или невольные действия центрального правительства, препятствующие выполнению союзнического долга США в отношении самой Японии, выглядели бы в глазах Вашингтона по меньшей мере странно.
Таким образом, можно утверждать, что очередная катастрофа с пожаром лишь одного из многочисленных летательных аппаратов неожиданно высветила некоторые особенности круто закрученной драмы. Её главными персонажами выступают основные внутренние политические силы Японии, а также ключевые партнёры Токио по региональной “Большой игре”.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихооке