С 14 по 19 мая с.г. премьер-министр Индии Нарендра Моди посетил с государственными визитами Китай, Монголию и Южную Корею. Это турне следует отнести к первостепенным событиям региональной политики последнего времени. Хотя бы уже потому, что в его ходе обсуждались накопившиеся проблемы и намечались пути по их разрешению лидерами двух ведущих держав азиатского континента.
Однако значимость последней из многих зарубежных поездок Н. Моди обуславливается и более широким контекстом, который формирует “Большая игра”, разворачивающаяс
Наряду с восточноазиатски
Все эти акты маневрирования связаны друг с другом незримыми нитями логики региональной игры. От того, как она будет далее развиваться, зависит ответ на ключевой вопрос (“войны и мира”) исторического процесса на данном этапе.
В частности, основной темой переговоров Дж. Керри в Китае явилось очередное обострение ситуации в Южно-Китайском море (ЮКМ), признаки которого отмечались уже несколько месяцев назад. В случае перехода складывающейся в ЮКМ ситуации в стадию прямого вооружённого конфликта, его участниками могут оказаться, по крайней мере, три из четырех ведущих региональных и мировых держав.
Об этом нелишне напомнить, поскольку очередная попытка согласовать позиции США и Китая по одному из самых острых поводов для разногласий между ними, кажется, снова завершилась ничем.
Трудно сказать, обсуждалась ли тема ЮКМ в ходе визита Н. Моди в КНР, который явился ответом на посещение Си Цзиньпином Индии в сентябре 2014 г. Поскольку, как правило, не всё, что высокими государственными деятелями говорится за закрытыми дверями, попадает в открытые источники информации.
Однако, судя по содержанию “Совместного заявления”, принятого по итогам визита Н. Моди в Китай, обе стороны сделали, кажется, всё на сегодня возможное, чтобы наметить пути к позитивному развитию китайско-индийск
В частности, обращает на себя внимание стремление наполнить реальным содержанием один из главных исходных постулатов “Заявления” о том, что “одновременное становление Индии и Китая в качестве ведущих держав региона и мира в целом создаёт подходящие условия” для реализации такого сценария мирового развития, который нередко обозначается как “век Азии”.
“Совместное заявление” не обходит и проблемы в двусторонних отношениях. В первую очередь к ним относятся территориальные споры (следствием которых является сохраняющаяся неопределённость со статусом границы), а также огромный дефицит баланса в торговле Индии с Китаем.
Одним из главных итогов визита Н. Моди в Китай стало заключение 24 межправительстве
В комментариях индийских экспертов итогов визита Н. Моди в КНР обозначаются “подводные камни” на пути успешного развития китайско-индийск
Во-первых, отмечается, что этому визиту предшествовала первая за восемь лет поездка китайского руководителя в Пакистан, состоявшаяся за месяц до появления Н. Моди в КНР. В ходе визита Си Цзиньпина в Исламабад было заключено свыше 50-и межправительстве
Первое, на что там должны были обратить внимание, это соглашение о поставках Пакистану восьми китайских подводных лодок. Но главный итог визита Си в Исламабад обусловлен соглашением о строительстве “инфраструктурно
Реализация этого проекта поставит жирный крест на надеждах Дели “вернуть” пакистанскую часть Кашмира, которая сегодня в Индии нередко обозначается символической аббревиатурой PoK (Pakistan-occupi
Во-вторых, теми же экспертами формулируются вопросы в связи со следующим пунктом нынешнего турне Н. Моди, каковым стала Монголия, занимающая специфическое положение “начинки сэндвича”, зажатой между Китаем и Россией.
Причём, несмотря на попытки реализации руководством Монголии стратегии поиска “третьего соседа”, де-факто она сегодня подпадает под всё большее влияние Китая, по крайней мере, в сфере экономики. Чему пытаются противодействова
Несмотря на публично-официал
Как бы то ни было, но в Китае не могут без подозрения относиться к любой “посторонней” активности в Монголии. Тем более со стороны одной из ведущих азиатских держав, являющейся, скорее, политическим конкурентом.
При том, что значимых для Индии перспектив в развитии экономических отношений с Монголией – “сэндвичем” едва ли просматривается. По мнению некоторых индийских экспертов, визит Н. Моди в Улан-Батор стал попыткой ответа на китайскую стратегию политической активизации по периферии Индии.
Цель заключения 14 межправительстве
Тем самым Н. Моди выполняет собственное обещание активизировать давно заявленную Дели «Look East Policy». Представляется примечательным, что в последнее время та же самая “политика” обозначается как «Аct East Policy».
Таким же объектом региональной “Большой игры” является Южная Корея – конечный пункт восточноазиатско
В частности, Вашингтон не оставляет надежд на реализацию давнего проекта по формированию трёхстороннего военно-политичес
Что касается Индии, то понятна экономическая компонента визита её премьер-министра в РК. В отличие от Монголии, эта страна является одной из ведущих экономик региона и уже занимает важное место в экономических связях Индии с другими странами. Объём двусторонней торговли находится на уровне 16 млрд долл., филиалы 300 южнокорейских компаний обеспечивают рабочими местами 40 тыс. индийцев.
Итогом визита Н. Моди в Сеул стало заключение семи новых межправительстве
Вслед за Японией РК становится второй страной, с которой Индия будет проводить регулярные заседания министров иностранных дел и обороны. Это серьёзный сигнал к обозначению стратегического присутствия Индии в Восточной Азии.
В целом восточноазиатско
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихооке