EN|FR|RU
Социальные сети:

Пакистан в йеменском кризисе

Наталья Замараева, 21 апреля 2015

Y342411116 апреля  2015 г. президент Пакистана М. Хусейн созвал четвёртую совместную сессию обеих палат парламента, на которой выступил министр обороны Пакистана Хаваджа Мухаммад Асиф с единственным вопросом  повестки дня: «…обсуждение  ситуации с безопасностью в связи с кризисом в Йемене». Сессия была созвана по требованию оппозиционных партий с целью выработки внешней политики на Ближнем Востоке и участия Исламабада в иностранном военном конфликте.

Напомним, что 26 марта 2015 г. премьер-министр Пакистана Мухаммад Наваз Шариф  заявил о «безоговорочной военной поддержке» действий арабской коалиции во главе с Королевством Саудовской Аравии против хуситов, контролирующих значительную часть территории в Йемене. Он обосновал свое заявление, во-первых, обращением королевской семьи к Исламабаду, во-вторых, необходимостью защиты святых мест в Саудовской Аравии. В Пакистане мнения резко разделились.

Министр обороны Х. Асиф заявил в парламенте, что «…Саудовское руководство ценит безоговорочную поддержку Пакистаном территориальной целостности Саудовской Аравии и выражает надежду, что Пакистан присоединится к коалиции в проведении операции «Буря решимости», предоставив истребители пакистанских ВВС, военно-морские суда и наземные войска». Он заявил, что в связи с ухудшением ситуации, Пакистан не может позволить, чтобы  суверенитет Саудовской Аравии оказался под угрозой…

Таким образом, правящая Пакистанская мусульманская лига Наваз (ПМЛ Н) во главе с премьером Наваз Шарифом рассматривает федеральную  армию в качестве инструмента своей  внешней политики на Ближнем Востоке.

Два региональных фактора, которые «тормозили» принятие Исламабадом решения о военном участии  на стороне арабской коалиции:

— кризис в Йемене  в результате постоянных авиаударов достиг уже в начале апреля 2015 г. «горячей фазы» на фоне отсутствия реального прогресса военной операции арабской коалиции;

—  достигнутое в Лозанне 3 апреля 2015 г.  политическое соглашение между «шестеркой» международных посредников и Ираном по иранской ядерной программе (ИЯП). Пакистан официально приветствовал понимание, достигнутое между Исламской Республикой Иран и P5 + 1.

Учитывая быстроменяющиеся реалии, заявлением от 26 марта 2015 г. премьер-министр Наваз Шариф загнал  себя в угол, оказавшись в положении «между прошлым и будущим».

— «в прошлом» – возврат кредита доверия Саудовской Аравии  за спасенную жизнь, многолетнюю финансовую помощь и т.д. (Наваз Шариф все еще  по инерции опирается на  старую парадигму ХХ века, порожденную поклонением  нефтедолларам Саудовской Аравии, многолетним санкциям против Ирана и т.д.);

— «в будущем» – стремительное возвращение в апреле 2015 г. Ирана на мировой углеводородный рынок, чего многие, включая Пакистан, не ожидали. Новая геополитика в регионе диктует, соответственно, дальнейшее изменение геоэкономики, и на передовые позиции в регионе выходит Тегеран. Новая иранская составляющая – тема отдельного разговора.

Многие в Пакистане обратили внимание на время начала военной кампании против хуситов в Йемене, учитывая, что этот конфликт длится с осени 2014 г. В июне 2014 г. генштаб федеральной армии Пакистана развернул полномасштабную военную кампанию против местных и иностранных боевиков, и, по заявлению начальника штаба сухопутных войск генерала Р.Шарифа, в апреле 2015 г. она близится к завершению. И устранение основной террористической угрозы в Пакистане  параллельно совпало с временем начала  КСА военной операции против хуситов Йемена.

За годы становления Исламская Республика Пакистан создала два основных бренда, признанных в мире: ядерную программу и федеральную армию. В настоящее время вопрос стоит об экспорте в регион Ближнего Востока живого военного «товара» (тренированного в течение нескольких десятилетий, закаленного в боевых операциях против  афганских талибов, пакистанских повстанцев и многочисленных иностранных боевиков) – пакистанской армии.

В пакистанских СМИ в последнее время публикуется информация о планах КСА «…в течении 3-4 лет развернуть полный корпус пакистанской армии под командованием КСА». При этом  Саудовская Аравия заявила о заключении контрактов только с пакистанскими военнослужащими-суннитами. Конфессиональный состав армии Пакистана делится примерно: 70% суннитов и 30% – шииты. Этот тезис вызвал жесткие заявления в Пакистане, в которых подчеркивалось, что КСА предпринимает «…попытки не только разделить население, но и нашу армию, имея в виду, что, …когда солдат надевает форму, он борется за страну, а не религиозные убеждения». Памятуя это, многие рассматривали участие Пакистана в вооруженном конфликте на Ближнем Востоке в качестве основного игрока как  «…подрыв единства вооруженных сил, смертный приговор  такой профессиональной силе, как пакистанская армия».

В Пакистане осознают, что авиаудары  по территории Йемена, контролируемой хуситами, это не борьба за территориальную целостность Саудовской Аравии, которой никто не угрожает; гражданская война  происходит в третьей стране, и Исламабад не должен принимать участие в ней.

Депутаты обеих палат парламента при обсуждении вопроса об участии   Пакистана в Йеменском кризисе высказывали разные точки рения, большинство которых сводились к отсутствию необходимости направления сухопутных войск, ВВС и  боевых судов  в зону конфликта на Ближнем Востоке.

Одновременно Исламабад испытывает сильнейшее давление со стороны региональных игроков. Турция и Иран согласны с необходимостью  остановить кризис в Йемене. Незапланированный визит в Исламабад министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавад Зарифа лишний раз подчеркнул озабоченность Тегерана прежними планами Исламабада.

С другой стороны, министр обороны Египта генерал Седгу Собхи Сайед срочно прибыл в Ставку штаба сухопутных войск Пакистана для обсуждения отправки  пакистанских войск в распоряжение штаба арабской коалиции.

Со своей стороны США поддержали планы премьер-министра Наваз Шарифа присоединиться к военной коалиции во главе с Саудовской Аравией против хуситов в Йемене. Вашингтон  ускорил поставки вооружений альянсу, а также их союзникам, в частности Пакистану. В начале апреля 2015 г. Госдеп США одобрил  давний запрос Пакистана на закупку вертолетов, ракет и другого оборудования американского производства на сумму 952 млн долларов.

В случае одобрения парламентом Пакистана военного участия в кризисе на Ближнем Востоке резко повышаются шансы на проведение наземной операции в Йемене,  что может привести в дальнейшем к разделу ее территории по формуле «север – юг». Выигрыш для Исламабада – минимальный – финансы, потери  могут  быть катастрофическими.

Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».