EN|FR|RU
Социальные сети:

Китай расширяет влияние в медийном пространстве Африки

Владимир Одинцов, 13 апреля

201312085923248621_20Китайское правительство, в рамках расширения своей политико-экономической экспансии, в последнее время стало уделять особое внимание усилению влияния в иностранном медийном пространстве. Сегодня китайское центральное телевидение уже располагает несколькими специализированными каналами для вещания на иностранную аудиторию: на китайском, французском, испанском, английском и русском языках. Через создаваемые подконтрольные китайскому правительству СМИ Пекин активно стремится не только пропагандировать национальную культуру и язык, но также и доносить до иностранной аудитории выгодную КНР позицию по политическим, экономическим и социальным аспектам, противодействовать западной пропаганде.

На фоне происходящего в последний период из-за финансовых проблем заметного сокращения количества западных медиапредставительств в Африке, Китай активно расширяет свое влияние в этой области на «черном континенте». Инвестируя десятки миллиардов долларов в различные сектора экономики африканского континента, значительную часть из них КНР направляет в средства массовой информации. Своими действиями китайское правительство стремится создать в Африке противовес влиянию западных СМИ, ответственных, по его мнению, за искаженное представление Поднебесной. Кроме того, расширение медийного влияния в богатых природными ресурсами африканских регионах является, по мнению Пекина, необходимым средством для лучшего функционирования там китайских представительств.

В этом контексте Кения представляет наиболее яркий пример. Выбор в этом плане Кении весьма понятен: Найроби является настоящим перекрестком в информационных потоках для англоязычных стран Восточной Африки. Выходящая в этой стране наиболее популярная газета на английском языке The Daily Nation наполнена статьями крупнейшего китайского правительственного агентства печати Синьхуа. Информационные китайские каналы Синьхуа на английском языке China Central Television (CCTV) и CNC World также присутствуют в местном телевещании. На волнах международного китайского радиоканала China Radio International предлагается курс изучения китайского языка и подробная информация о торговле и экономическом сотрудничестве между Китаем и Африкой.

Запущенный в Кении в январе 2012 г. региональный китайский телеканал на английском языке CCTVAFRICA ежедневно знакомит граждан африканских государств с подготавливаемыми китайскими специалистами региональными и международными новостями. Одновременно канал CCTVAfrica запустил для сети мобильной связи приложение «I love Africa», упростившее знакомство африканцев с Китаем и с подготавливаемой Синьхуа информацией.

Немного ранее Китай уже запустил в Африке другой круглосуточный международный информационный телеканал на арабском языке CCTVARABIC для аудитории 22 арабоговорящих государств Ближнего Востока и Северной Африки, в которых проживает порядка 300 млн человек.

В конце 2012 г. Китай стал выпускать на африканском континенте в бумажном и цифровом вариантах еще одну ежедневную газету — China Daily. Создание этого африканского издания получило значительную административную и финансовую поддержку на различных уровнях китайского руководства: со стороны коммунистической партии, министерства иностранных дел, а также министерств торговли и культуры.

Свидетельством успешного проникновения Китая в медийное пространство Африки являются также результаты ежегодно проходящего в Йоханнесбурге (ЮАР) форума DISCOP AFRICA TV, являющегося единственным рынком континента для специалистов продукции и распределения телевизионной информации. На нем обычно присутствует не менее десять китайских компаний телеиндустрии, которым, в частности, в 2013 г. удалось не только договориться с танзанийским телеканалом Tanzania Broadcasting Corporation (TBC) о трансляции китайской видеопродукции на местном языке суахили, но также заключить ряд других значительных контрактов делового сотрудничества с африканцами.

Помимо развертывания подконтрольных телевизионных каналов, Китай расширяет представительства своего информационного агентства Синьхуа, которое располагает уже более чем 150 корреспондентами во всей Африке. В КНР за последние 8 лет прошло подготовку и обучение уже более 200 африканских журналистов и руководителей местных СМИ. Эта тактика уже стала приносить Китаю свои результаты: помимо роста количества симпатизирующих КНР на континенте лиц и склонения местной администрации к углублению делового сотрудничества с Китаем, африканцы стали более критически относиться к предлагаемым Западом программам «помощи».

Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».