Едва в январе 2015 г. успело вступить в силу двустороннее соглашение о свободной торговле между Японией и Австралией, как о своем намерении подписать аналогичное соглашение с Австралией во втором квартале 2015 г. заявил Китай. Предполагается, что соглашение должно вступить в силу до конца 2015 г.
Переговоры о создании зоны свободной торговли между Китаем и Австралией ведутся еще с 2006 г. Стремление КНР максимально ускорить процесс подписания соглашения можно расценивать не только как стремление страны минимизировать риски снижения экспортных доходов в результате переориентации товарных потоков соседей по региону в пользу новых интеграционных объединений, реализуемых без участия Китая, но и как попытку сохранить торговое лидерство в Азиатском регионе посредством расширения сети двусторонних контактов. Именно вступление в силу ЗСТ между Австралией и Японией может стать тем стимулом, которого и не хватало Китаю в последние годы, и который способен значительно ускорить процесс переговоров.
Борьба за региональное лидерство и роль локомотива экономического роста и интеграционных процессов в Восточной Азии между Китаем и Японией ведётся с начала 2000-х гг. Причем, надо признать, что противостояние этих двух держав дало довольно мощный толчок развитию интеграционных процессов в регионе. В 2000-х гг. основным объектом соперничества выступали страны АСЕАН. Для Китая укрепление положения на рынках стран АСЕАН могло обеспечить существенное увеличение темпов роста, в первую очередь, за счет торговой сферы (страны АСЕАН представляют собой хороший рынок сбыта китайской продукции), а также расширения инвестирования.
Действия же Японии по расширению сотрудничества можно было назвать «ответными», призванными выступить в качестве альтернативы внешнеэкономичес
Япония же всегда была одним из основных экономических партнеров стран АСЕАН, и столь активные действия Китая вызвали в Токио обеспокоенность относительно возможного ослабления своих позиций в регионе. В начале 2002 г., практически сразу же подле подписанием между Китаем и странами АСЕАН соглашения о создании ЗСТ, премьер-министр Японии Коидзуми посетил пять главных государств-члено
В это же время, в 2002 г. вступило в силу двустороннее соглашение о свободной торговле между Японией и Сингапуром, в 2006 г. – с Малайзией, 2007 г. – с Таиландом, в 2008 г. – с Индонезией, Брунеем и Филиппинами. Дальнейшие процессы экономического сближения по направлениям АСЕАН-Китай и АСЕАН-Япония шли практически одинаково: были организованы саммиты в форматах АСЕАН-Китай и АСЕАН-Япония, подписаны два соглашения о Всестороннем Экономическом Партнерстве/Сотр
Начиная с 2000 г. первенство в борьбе за лидирующие позиции в качестве локомотива интеграционных процессов в Восточной Азии поочередно переходило то к Японии, то к Китаю. В предкризисный период, вплоть до 2008 г. как в торговой, так и инвестиционной сфере, основным стратегическим партнером АСЕАН выступала Япония. Кризис 2008-2009 гг. переломил ход событий: показатели интеграции во внешней торговле АСЕАН с Китаем резко выросли на фоне сокращения соответствующего показателя для Японии.
На сегодняшний день по числу заключенных в АТР двусторонних соглашений о свободной торговле Япония занимает позиции лидера, располагая 11 двусторонними соглашениями с партнерами по АТЭС (из 20 возможных). Китай при этом заключил всего 5 подобных соглашений. Однако, несмотря на активную региональную позицию, Япония уже давно утратила статус регионального лидера в области торговли. По данным на 2013 г. общий экспорт Китая превышал экспорт Японии почти в три раза, а торговый баланс складывался с профицитом в размере около 260 млрд долл. в отличие от Японии, у которой на протяжении последних лет наблюдалось хронически отрицательное сальдо торгового баланса.
Несмотря на сохраняющуюся благоприятную структуру внешней торговли (в структуре импорта по-прежнему преобладают сырье и низкотехнологичн
В своем стремлении укрепить позиции регионального лидера Китай в последние годы активизировал усилия не только в направлении заключения двусторонних соглашений о свободной торговле, но и развития сети двусторонних валютных своп-соглашений, в том числе с партнерами по АТЭС с целью усиления своего торгового потенциала и интернационализа
Во-первых, двусторонние валютные своп-соглашения выступают инструментом стимулирования взаимного товарооборота между странами посредством сокращения торговых издержек. Во-вторых, система валютных своп-соглашений снижает риски, связанные с колебаниями валютных курсов, способствуя повышению стабильности торговых потоков. В-третьих, государства-член
При этом Япония, по-видимому, не уделяет развитию системы валютных своп-соглашений столь же значимое внимание, как Китай. Недавно Япония и Республика Корея заявили о своем нежелании продлевать двустороннее соглашение, действие которого истекло в феврале. Эксперты объясняют это тем, что неэкономические факторы оказались сильнее очевидной экономической целесообразности инициативы, а на принятие исключительно экономических решений все большее влияние оказывает политика.
Пока Япония и Республика Корея вспоминают уроки истории и предъявляют друг другу взаимные претензии, болезненно реагируя на высказывания относительно положения своих граждан в годы Второй мировой войны, Китай продолжает проводить политику торговой и валютной экспансии, сосредоточиваясь
Екатерина Арапова, кандидат экономических наук, эксперт МГИМО (У) МИД России, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».