Центральная Азия (ЦА), с учетом своего расположения, является важным геополитическим пространством, особенно с точки зрения обеспечения стабильности в СНГ, а также в ряде других государств региона. В борьбе за экспансию в Центральной Азии сталкиваются интересы многих государств, являющихся не только естественными географическими соседями, но также и стран НАТО, в особенности США.
Кризис на Украине кардинально изменил пространство СНГ и ускорил многие политические процессы. Ухудшение отношений с Западом подталкивает Россию к ускорению интеграционных процессов в рамках СНГ (Таможенный союз, Евразийский экономический союз, ОДКБ) и расширению сотрудничества со странами Центральной Азии, готовых участвовать в интеграционных процессах. Однако Вашингтон, именно в силу этих обстоятельств и стремления к мировому господству, в последние годы прикладывает все большие усилия для сохранения своего присутствия в Центральной Азии, целью которого является противодействие расширению влияния России и Китая в регионе, развитию евразийской интеграции.
Повышенное внимание США к государствам Центральной Азии обусловлено многими причинами, основные из которых – это их значительные природные богатства, а также геостратегическо
Проявляемый в последние десятилетия интерес к региону ЦА со стороны США и их союзников по НАТО обусловлен не только планами, связанными с обеспечением доступа к нефтегазовым ресурсам региона, но и подготовкой к возможному противостоянию, прежде всего с Китаем, а также, при вероятном повороте событий, – с Россией и Ираном. Для реализации этих планов используется широкий арсенал средств и методов, среди которых военно-политичес
Для Вашингтона весьма важным инструментом проникновения в регион ЦА является использование различных неправительствен
Большинство стран ЦА сегодня ориентировано на Россию. Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан входят в ОДКБ, Казахстан уже вошел в Евразийский экономический союз, это же скоро должен сделать Кыргызстан, ведутся переговоры с Таджикистаном.
Однако США не намерены полностью утратить контроль над регионом. И в этом плане в качестве наиболее удобного плацдарма для распространения своего влияния Вашингтон выбрал Узбекистан – самое крупное по населению государство региона, который не имеет таких теплых отношений с Москвой, как соседние государства, и дважды уже входил в ОДКБ и дважды покидал организацию. Кроме того, у Ташкента довольно напряженные отношения с соседями, а США крайне заинтересованы в нагнетании напряженности у южных границ России.
Для усиления своего влияния на Узбекистан Соединенные Штаты намерены поставить этой стране военную технику: 308 бронемашин MRAP и 20 бронированных ремонтных автомобилей, о чем заявил представитель Госдепартамента США по связям со странами Центральной Азии Дэниэл Розенблюм. Стоимость предлагаемой американцами техники беспрецедентна для Центральной Азии и оценивается в 150 миллионов долларов. Передавая такую технику, США рассчитывают одновременно закрепить на территории Узбекистана «для обслуживания этой техники» значительное количество американских военных специалистов. Отдельные эксперты считают, что такой «подарок» может быть платой за возможность открытия военной базы США близ города Термез, на военном аэродроме Кокайды, ведь до 2005 г. в Узбекистане была американская база — в Ханабаде, которая после событий в Андижане, когда Вашингтон фактически поддержал антигосударствен
В Вашингтоне также обеспокоены сближением Душанбе с Москвой и наметившимся курсом Таджикистана на интеграцию в формате Таможенный союз (ТС) – Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Для обсуждения этих вопросов и влияния на них в интересующем США плане на днях в Душанбе прибыли два представителя Госдепартамента США – заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Центральной Азии Даниэл Розенблюм и его коллега, специалист по вопросам демократии, прав человека и международной религиозной свободы Стивен Фельдштейн. Чуть ранее с аналогичной целью Таджикистан посетил руководитель центрально-азиат
Добиться значительного усиления влияния на Кыргызстан и его отрыва от Москвы Белый дом рассчитывает скорым назначением в эту страну нового посла США – Ричарда Майлза, чья служебная деятельность последних лет приводила к силовым свержениям правительств и расколу государств на территории СНГ и Восточной Европы, куда его направлял Вашингтон. Тем более, что эту задачу так и не удалось решить предыдущему послу США в Кыргызстане – Памеле Спратлен, которая в докладе коллегам-диплома
Таким образом, не стоит надеяться, что Вашингтон в ближайшее время откажется от взятого им курса на создание в этом регионе проамериканского альянса, на обострение межгосударственн
Владимир Одинцов, политический обозреватель, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».