EN|FR|RU
Социальные сети:

Проблемы интеграции мусульман во Франции

Владимир Платов, 24 января 2015

french-muslim-protestСовершенный в Париже террористический акт в отношении карикатуристов журнала Charlie Hebdo стал не просто знаковым для Франции, но и обострил накапливавшиеся последние десятилетия проблемы межрелигиозных, межэтнических и цивилизационно-культурных взаимоотношений между представителями различных рас и народов, проживающих в результате мировой миграции на общей территории.

Франция, встав под единые с США знамена защиты «общепринятых законов демократического общества», громко отстаивает свободу прессы и самовыражения, защищая действия французских карикатуристов. Оценивая поведение авторов произошедших в Париже событий, бывший президент Франции Н. Саркози заявил: «Это – война, объявленная варварством цивилизованному человечеству». Хотя он, безусловно, прямо и не назвал мусульман варварами, тем не менее, все понимают, что именно это имелось в виду.

Но, отстаивая принципы свободы прессы, нельзя забывать, что у каждой медали две стороны и в любом демократическом обществе остается незыблемым другое право – свободы вероисповедания, что означает недозволенность глумления над религиозными чувствами верующих, чем в данном случае явилось откровенное надругательство над основой исламской веры – Пророком.

Действительно, мусульмане во Франции не являются представителями коренного населения. С древних времен их пытались поработить мечом и огнем представители другой религии, пройдя крестовым походом по исламским землям, а позднее путем колонизации. Изменились времена, изменилась политика, и уже новые крестовые походы Запада «в защиту демократии», в которых Франция как верный сателлит Вашингтона активно участвует, разразились в таких исламских странах, как Ливия, Ирак, Сирия, Афганистан и в ряде других государств.

Но каковы принципы этой декларируемой «демократии», с которой попадающие в Европу и, особенно во Францию, мигранты сталкиваются? – На государственном уровне и через СМИ активно продвигается отступление от многих религиозных канонов, что приводит в той же Франции к отказу от католической веры, традиционной семьи, других непреложных ценностей.

На рубеже ХХ–ХХI веков исламский фактор стал одним из определяющих настоящее и будущее человечества. По прогнозам американского социолога Самуэля Хантингтона, мусульмане в середине ХХI века составят 30% населения Земли. Многие эксперты полагают, что Европа через 2-3 поколения может быть почти полностью исламизирована, вплоть до утраты своей культурной идентичности.

В настоящее время в странах Евросоюза проживают примерно 20 миллионов мусульман. По различным данным, их число в ближайшие 10 лет удвоится за счет высокой рождаемости, воссоединения семей и огромного притока иммигрантов.

Самая крупная исламская община проживает во Франции. При численности населения страны в 62 миллиона человек около 6 миллионов исповедуют ислам. 30% молодежи не старше 20 лет – мусульмане, а в 2027 г. ожидается, что каждый пятый француз будет мусульманином.

При этом проживающие в стране мусульмане не желают ассимилироваться. Как заявил в одном из своих интервью национальному телевидению бывший французский президент Н. Саркози, «если человек приезжает во Францию, он должен стать частью французской нации, а если не собирается этого делать, желанным гостем в стране он не станет». По словам Н. Саркози, Франция не будет менять свой образ жизни, не станет пересматривать концепцию равенства мужчин и женщин и не смирится с тем, что кто-то может запретить девочкам ходить в школу. Французы не хотят, чтобы люди молились на улице у всех на виду. Кроме того, заявил Н. Саркози, «Франция является страной, где нет места для паранджи, где нет места для подчинения женщин».

В 2010 г. правящая на тот момент консервативная партия Союз в поддержку народного движения, лидером которой являлся президент Н. Саркози, выступила инициатором законопроекта о запрете ношения женщинами-мусульманками в общественных местах и на улице «полной вуали», в том числе иранской паранджи, арабского никаба и бурки, принятой у афганок и пакистанок. Все виды этой мусульманской одежды почти полностью закрывают тело женщины, а бурка не оставляет открытым даже лицо. При этом мусульманок не ограничивают в ношении бурки, никаба и паранджи дома, в гостиничных номерах, в помещениях закрытых ассоциаций и на предприятиях. Можно носить закрывающую лицо одежду в культовых местах и рядом с ними, во время религиозных процессий и театральных представлений.

За нарушение запрета полагается штраф, который может достигать 150 евро. Кроме того, нарушительниц могут обязать пройти курсы «добропорядочного гражданина», учрежденные в 2004 г., на которых правонарушителям напоминают о необходимости соблюдать нормы гражданского равенства и уважения человеческого достоинства. Если ношение закрывающей лицо одежды в общественном месте было навязано нарушительнице третьим лицом, то его могут приговорить к году тюремного заключения и 30 тыс. евро штрафа. Принуждение к этому несовершеннолетних карается двумя годами тюрьмы и 60 тыс. евро штрафа. Сотрудники охраны могут не впустить нарушительниц в общественные места, а тем, кто уже находится в публичном месте с закрытым лицом, рекомендовать открыть лицо или уйти.

11 апреля 2011 г. указанный закон вступил в силу, что вызвало волну дискуссий во французском обществе. Социалистическая партия, хотя и осудила ношение «полной вуали», выступила за ее запрет лишь в общественных местах, а не на улице. «Французский совет мусульманского культа» также не критикует эту инициативу, считая обязательство носить «полную вуаль» буквальным прочтением Корана, а не действительным религиозным предписанием.

Представители французской полиции, со своей стороны, сталкиваются с рядом препятствий по претворению этого закона в жизнь, так как, согласно закону, стражи порядка не имеют права применять к нарушительницам силу, а вмешательство полиции в подобных случаях может породить беспорядки. Кроме того, можно себе представить, что произойдет, если полицейский попытается «пообщаться» с женщиной в «полной вуали» в районе проживания мусульман.

Несомненно, французские мусульмане являются весьма важной составляющей населения этой страны. Стремясь жить по законам своей веры и бережно относясь к ней, они, к сожалению, чувствуют себя окруженными толпами безбожников, для которых все относительно, смещены акценты добра и зла, превалирует агрессия по отношению к верующим, особенно к мусульманам. Безусловно, это не оправдывает действия религиозных террористов в отношении карикатуристов журнала Charlie Hebdo. Но это обязывает французское общество (как, впрочем, и другие страны) преодолеть чувство превосходства и, отстаивая свои демократические принципы, не забывать о правах представителей других религий, предоставляя им свободу вероисповедания, не допуская глумления над их религиозными чувствами.

Платов Владимир, эксперт по Ближнему Востоку, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».