EN|FR|RU
Социальные сети:

Интрига вокруг кинофильма «Интервью»

Константин Асмолов, 09 января 2015

292746В американо-северокорейских отношениях очередной скандал, связанный с предполагаемой атакой северокорейских хакеров на сайт компании Sony Pictures за то, что там сняли про руководителя КНДР сатирическую комедию, заканчивающуюся его убийством. Шума много, последствий достаточно, и это повод устроить подробный разбор инцидента.

В начале июня 2014 г. в СМИ появилась информация, что лидер КНДР Ким Чен Ын станет героем голливудской сатирической комедии «Интервью», которая выйдет на экраны в начале октября.

Популярные комики Сет Роген и Джеймс Франко исполнили роли недотепистых ведущего ток-шоу и его продюсера, получивших возможность взять интервью у руководителя КНДР. Вскоре после этого их вербует ЦРУ с целью убийства Ким Чен Ына.

Бюджет фильма составил 30 млн. долларов, трейлер шел под лозунгом «Вы вступаете в самую опасную страну на Земле», а плакаты были выдержаны в псевдо-северокорейской стилистике с подписями на корейском: «Не доверяйте этим американским идиотам».

Практически сразу после этого последовало северокорейское возмущение фильмом, «оскорбляющим достоинство высшего руководства народной республики». Не понравился как сюжет, в рамках которого лидер страны оказывается жертвой покушения, так и то, как его планировалось изображать. Естественно, официальные протесты были проигнорированы – в США свобода слова, и каждый художник имеет право на свои видение мира и способы самовыражения.

20 июня КНДР заклеймила фильм как «акт войны» и пообещала всем причастным к нему наказание. «Властям США нужно отреагировать немедленно и адекватно — запретить производство и распространение фильма. Иначе они будут нести полную ответственность за поощрение и спонсирование терроризма».

27 июня северяне даже пожаловались в ООН. Руководители студии-дистрибьютора Sony Pictures и широкая общественность только посмеялись над этим. Ведь в американском кино Северная Корея периодически выступает в качестве эрзаца мирового злодея. В течение нескольких последних лет северокорейские террористы захватывали Белый дом и даже атаковали всю территорию США в ремейке «Красного рассвета». Кстати, изначально в этом фильме в США вторгались китайцы, но из нежелания портить отношения с Пекином и возможной потери доступа к китайскому рынку захватчиков превратили в чучхейцев. Скорее всего, авторы фильма рассчитывали на такую реакцию КНДР как дополнительную и бесплатную рекламу, ибо первые сообщения о фильме в русскоязычном сегменте Сети были связаны как раз с протестами Северной Кореи.

24 ноября 2014 г. ряд компьютеров американской кинокомпании Sony Pictures Entertainment был атакован хакерской группировкой. На сайтах корпорации и в мессенджерах появились красные черепа и надпись «Уничтожено #GOP», указывающие на причастность к атаке не светившейся где-то ранее хакерской группировки «Стражи мира». Хакеры угрожали распространить в интернете некие секретные данные Sony Pictures, американское издание Re/code связало атаку с выпуском «Интервью», а южнокорейские СМИ сразу же заговорили о северокорейском следе.

15 декабря в Интернете появился отрывок из фильма, где демонстрировалось убийство Кима. На следующий день те же или иные хакеры даже выступили с конкретными угрозами: «Если «Интервью» будет выпущен на экраны 25 декабря, мир содрогнется от страха. Помните 11 сентября 2001? Советуем вам держаться в этот день подальше от мест, где показывают фильм. Все, что случится в будущем, будет вызвано жадностью «Sony Pictures Entertainment». Это более серьезная угроза, чем кажется, так как в США большинство кинотеатров располагается в торговых центрах, и угроза теракта в сезон каникул бьет по числу покупателей в них.

В результате 10 крупнейших сетей кинотеатров в США, в частности Regal Entertainment, AMC Entertainment, Cinemark, Carmike Cinemas и др., отказались ставить скандальный фильм в расписание, а затем и сама Sony объявила, что «Интервью» не будет выпущено на экраны: «Большинство наших прокатчиков отказались от демонстрации фильма, в этой связи мы решили отменить релиз ленты. Мы понимаем и уважаем решение наших партнеров и полностью разделяем заинтересованность в обеспечении безопасности сотрудников кинотеатров и наших зрителей». На этом Sony потеряла примерно 70 млн. долларов (30 — фильм, 10 — реклама и 30 — минимальная ожидавшаяся сумма сборов).

Такое решение вызвало встречную реакцию. Всемирно известный писатель Пауло Коэльо предложил Sony Pictures 100 тыс. долларов за права на фильм, чтобы выложить его в свободный доступ в интернет в своем блоге. Американский киноактер Джордж Клуни тоже выступил против отмены проката: «Делайте что хотите, но выпустите этот фильм. Не потому, что все должны его посмотреть, а потому, что нельзя позволить распоряжаться, что нам смотреть, а что нет, ни Ким Чен Ыну, ни каким-то еще долбаным людям», — сказал Клуни в интервью изданию Deadline. Такую же позицию занял еще рад видных деятелей, например, писатель Джордж Мартин.

Отдельно отметим заявление самого режиссера. Как заявил Fox News сам Сет Роген, отказ Sony Pictures от показа — это полное признание победы киберпреступников, чьи действия можно сравнить с действиями террористов, а кинокомпания показала свою слабость, развязав руки другим хакерам. «Обиднее всего то, что сам предмет скандала — комедия «Интервью» — никакой художественной или документальной ценности не представляет (выделено К. А.). А Sony только что создала смешной, но опасный прецедент».

25 декабря картину все-таки начали показывать в более чем трёхстах независимых кинотеатрах США. Также премьера фильма состоялась онлайн. Премьера фильма прошла без происшествий, несмотря на угрозы кибертак, а картина собрала более $1 млн. Белый дом приветствовал данный факт: «Президент ясно дал понять, что наша страна верит в свободу слова и право на художественное выражение своего мнения».

Так выглядит хронология событий на данный момент. Поговорим теперь об этической стороне вопроса. Да, главам недружественных к США государств в американском кино периодически доставалось, но если назывались конкретные имена, объектом насмешек были не только они, но и все общество, включая американское. Либо речь шла о некой стране, очень похожей на существующую, но не называемой по имени. Хорошим примером такого типа был мультик «Team America», но, кстати, в нем побежденный Ким Чен Ир оказался инопланетным жуком и улетел на родину.

Впрочем, и в северокорейских пропагандистских мультфильмах Белый дом горел в пламени чучхейского возмездия. Но мультик – это все-таки мультик. Куда интереснее история с фильмом «Смерть президента», в котором был «убит» Дж. Буш. Вообще-то история была про то, может ли американская администрация воспользоваться данной ситуацией для ограничения прав и свобод граждан, но Вашингтон приложил руку к тому, чтобы в массовый прокат фильм не вышел на основании того, что там вроде бы как убили реального персонажа. Некоторыми утверждается, что тогда пресс-секретарь Белого Дома заявил, что комментировать это произведение – ниже их достоинства.

Да, можно вспомнить порнографический фильм с женщиной, похожей на Юлию Тимошенко, но это кино не предназначалось для массового проката, там не называли фамилий и должностей и не убивали по приказу ФСБ.

Можно вспомнить и то, что проделывали с Гитлером до и после войны, но военная пропаганда есть военная пропаганда, и если в отношении современной КНДР начали применяться ТАКИЕ приемы, это весьма тревожный признак.

К этому стоит добавить заявления некоторых южнокорейских организаций, прославившихся запуском на Север пропагандистских листовок, о том, что теперь к листовкам будут прилагаться копии этого фильма. Идею поддержали и на Западе. Так, некий Роберт Поттер в журнале Diplomat открыто пишет о том, что юмор – нож в сердце механизмов контроля, и когда над правительством начинают смеяться, оно уже не может навязывать народу свою волю. Да, фильм, скорее всего, будет ужасен, но это не имеет отношения к делу. Важнее то, что он способен сыграть ту же роль, что «Великий Диктатор» Чарли Чаплина.

В советское время такой «остроумный ход» точно окрестили бы идеологической диверсией. Тем более что выложенные в сеть материалы четко говорят не только о направленности фильма, но и о том, что его подготовка проходила в контакте с соответствующими структурами. Газета Daily Beast опубликовала несколько писем, из которых ясно, что в конце июня (как раз после жалоб КНДР) по меньшей мере два представителя американского правительства просмотрели черновой вариант фильма и дали сцене, где голова Ким Чен Ына взрывается, свое благословение. Так, Sony пользовалась услугами Брюса Беннетта, старшего аналитика по вопросам обороны в RAND Corporation, который специализируется по Северной Корее. В электронном письме, отправленном в Sony через пять дней после первого предупреждения со стороны Северной Кореи, этот специалист более чем откровенно пишет: «Я должен признать, что единственным решением, которое я вижу для северокорейской ядерной и других угроз – в том, чтобы северокорейский режим в конечном счете исчез». И далее: «…считаю, что история, которая рассказывает о ликвидации семьи и режима Кимов и создании нового правительства народом Северной Кореи (ну, по крайней мере, ее элитой) вызовет некоторое более реальное мышление в Южной Корее и, я думаю, и на Севере тоже — как только DVD с этим фильмом просочится на Север (что почти наверняка произойдет). Таким образом, с личной точки зрения, я бы предпочел оставить конец фильма так, как есть».

В ответном письме генеральный директор Sony Entertainment Майкл Линтон пишет: «Брюс, я говорил с одним очень большим человеком в Госдепе (конфиденциально). Он согласился со всем, что ты говорил. Со всем абсолютно. Расскажу тебе подробнее при личной встрече». Позднее пресс-секретарь Государственного департамента США признался, что помощник госсекретаря США по делам Восточной Азии и Тихого океана Дэниел Рассел имел разговор с руководством Sony, но отрицал, что в отношении «Интервью» давались прямые указания. Роберт Кинг, специальный представитель США по вопросам прав человека в Северной Корее, также помогал консультациями в подготовке фильма.

Любопытно, что, судя по взломанной переписке, руководители Sony нервничали по поводу сцены, изображающей убийство Ким Чен Ына, и думали не показывать сцену гибели лидера КНДР, но авторы фильма были готовы максимум на полумеры. 25 сентября они пишут: «Мы сделаем это менее кровожадным. В настоящее время у него четыре следа ожогов на лице. Мы уберем три из них, оставив только один. Мы уменьшим пылающие волосы на 50 % … Взрывающуюся голову нельзя затемнить больше, чем уже есть, потому что мы искренне считаем, что если ее затемнить еще больше, то тогда вообще никто не увидит, что она взрывается, и шутка не сработает. Как вы думаете, это поможет? Этого достаточно?». В итоге Sony все равно решила исключить сцену смерти из версий для показа во многих зарубежных странах, а также убрала ряд деталей. Например, были заменены все пуговицы на униформе северокорейских военных, поскольку те повторяли настоящие, убраны значки с изображением Ким Чен Ына и его покойного отца Ким Чен Ира и т. п. Однако по той или иной причине изменения касались лишь частностей.

Некоторые американские кинокритики тоже говорят, что студия Sony совершила ошибку. Ранее создатели никогда не осмеливались показывать кровавое убийство реального иностранного руководителя. Так, например, считает Дженин Бэйсинджер, профессор кинематографии в американском университете Уэслиэн.

24 ноября группа хакеров, которая называет себя «Стражи мира», взломала американские серверы компании Sony Pictures Entertainment, парализовала работу внутренней сети кинокомпании и опубликовала в интернете несколько крупных блоков информации. Среди выложенного — электронные письма нескольких топ-менеджеров Sony, готовящиеся к выходу фильмы и многое другое, включая сценарий нового фильма о Джеймсе Бонде, который должен стать самым дорогим в истории цикла.

Кроме того, в открытый доступ попали файлы с паролями, копии паспортов актеров, которые снимались на киностудии, и данные производственных бригад. На нескольких торрент-трекерах появились текстовые файлы, включающие в себя перечень похищенных данных и электронные адреса, по которым можно связаться с хакерами для получения информации.

Согласно заявлению одного из экспертов, процитированного агентством Reuters, «масштаб этой атаки отличается от всего, с чем мы имели дело в прошлом, поскольку ее целью являлось как уничтожение собственности, так и обнародование конфиденциальной информации», причем это было «беспрецедентным и хорошо спланированным преступлением, совершенным организованной группировкой».

ФБР официально обвинило в организации кибератаки КНДР. Как отмечается в распространенном заявлении ведомства, «технический анализ данных, использованных при организации атаки, показал связь с другими хакерскими программами, которые, по данным ФБР, разрабатывались соответствующими лицами в КНДР».

Комментируя заявление ФБР, представитель миссии КНДР при ООН Ким Сон заявил: «Наша страна не имеет никакого отношения к хакеру», а представитель МИД КНДР подчеркнул, что власти США «не представили никакой конкретной информации относительно причастности КНДР к кибератаке на Sony Pictures». В связи с этим Пхеньян даже предложил Вашингтону провести совместное расследование, чтобы «прекратить распространение ложных слухов» и предупредил, что КНДР «примет решительные контрмеры, если США откажутся от совместного расследования, возложив вину на Пхеньян». «КНДР никогда не простит тех, кто оскорбляет достоинство ее высшего руководства. И если мы нанесем ответный удар, то целями станут те, кто несет ответственность за направленные против КНДР акции и находящиеся в их распоряжении базы», — подчеркнул северокорейский дипломат. «Однако КНДР никогда не будет участвовать в террористической акции против ни в чем не повинных зрителей кинотеатров», — добавил он.

Однако в Пхеньяне не исключают, что хакерская атака на компанию Sony Pictures – «это правое дело тех, кто выступает в поддержку народной республики и откликнулся на ее призывы». «В мире насчитывается великое множество сторонников КНДР», и кто-то из них вполне мог провести атаку.

В сочетании с распространенными на Западе «утками» категории «Ким Чен Ын опять расстрелял кого-то из миномета собаками» новость о северокорейских хакерах вполне укладывается в штампы массового сознания. Но для массовой подготовки хакеров требуется определенная атмосфера, развивающая нестандартный тип мышления и свободное творчество. А с этим в авторитарных режимах традиционно плохо. Добавим северокорейский «железный занавес», который ставит определенные препоны на пути не только развития в стране новых технологий, но и понимания того, как функционирует современное общество и по каким болевым точкам в нем надо бить.

Один из аргументов против северокорейского следа звучит так: «Откуда в стране с серьезным энергетическим кризисом и отсутствием массового интернета тысяча хакеров?». На самом деле в Северной Корее есть специалисты по информационным технологиям. Северокорейские аниматоры часто рисуют не только японские, но и американские мультфильмы (аутсорсинг – вещь распространенная), а северокорейские компьютерщики нередко пишут программное обеспечение для китайских компаний. Любопытно, что при этом они находятся на казарменном положении, под жестким контролем, как и северокорейские лесорубы в России. Видимо, отсюда растут ноги у слуха про северокорейские базы хакеров на китайской территории.

Более правильный вопрос формулируется иначе: «Откуда у предполагаемых северокорейских хакеров даже не техническая мощность, необходимая для осуществления подобной атаки, а такое совершенное знание культурного контекста США»? Как набор украденного, так и то, куда информация была выложена и каким журналистам «слита», говорит о том, что хакеры очень хорошо знают именно внутриамериканскую аудиторию. Собственно, даже нанесение удара по кошельку торговых центров, в которых находятся кинотеатры, требует понимания того, чем ниша кинотеатров США отличается от ниши кинотеатров КНДР.

И если мы проанализируем то, как выглядела хакерская атака с точки зрения того, что именно взламывали, что именно украли, что и где из этого было выложено в широкий доступ, то увидим, что американские реалии атаковавшие представляли себе очень хорошо. Из объема украденной приватной информации следует, что глубина взлома была весьма неплохой. Более того, поскольку речь шла не просто о взломе почты, а о вытаскивании наружу большого числа корпоративных секретов, среди специалистов возникло мнение о том, что в деле не обошлось без инсайдера или человека изнутри. Ведь и скандал с Wikileaks, и откровения Сноудена, имевшие такой успех, были обеспечены именно инсайдерской информацией.

Добавим, что компания Sony Pictures была убыточной уже 5 или 6 лет, активно сокращала штаты и пользовалась в интернете не лучшей репутацией благодаря, например, известному скандалу 2005-2007 гг. Тогда в качестве защиты музыки в компьютер внедрялась невидимая обычными средствами шпионская программа, так называемый rootkit. Это к тому, что желающих насолить компании было предостаточно, и скандальный фильм про КНДР мог оказаться не причиной, а поводом.

Кстати заметим, что в начале кампании по взлому Sony хакеры никогда не упоминали фильм «Интервью», из-за которого якобы и была осуществлена атака. Киберпреступники обратили внимание на киноленту только после того, как некоторые издания предположили, что именно она является причиной атаки. Только после этого «стражи мира» опубликовали требование прекратить: «показывать террористический фильм, который может нарушить мир в регионе и привести к войне». Также выяснилось, что незадолго до атаки в компанию Sony Pictures Entertainment поступали сообщения, имевшие признаки шантажа, однако они содержали требования, не связанные с выходом премьеры фильма «Интервью».

Конечно, можно представить себе, что взломщики могли быть идеологическими союзниками КНДР, или осуществили взлом на северокорейские деньги, или по заданию Пхеньяна, но такая связь нуждается в серьезных доказательствах.

Когда хакерская группировка Anonymous совершила атаку на северокорейские и просеверокорейкие сайты, никто не пытался заявлять, что за этой атакой стоят американские спецслужбы. Подавалось это скорее как «голос свободного интернета», выразившего возмущение северокорейским тоталитаризмом при том, что та же группировка в свое время временно блокировала сети MasterCard и NATO. Спрашивается, почему в таком случае не допустить возможность существования и тех хакерских групп, которые настроены к КНДР дружественно?

Заметим еще одну вещь. В Южной Корее практически каждый большой хакерский скандал списывается на происки Пхеньяна. Несмотря на то, что впоследствии выясняются или местонахождение атаки на территории КНР, или вопиющие дыры в системе безопасности атакуемых. Списать проблему на асов из Пхеньяна и получить дополнительные деньги на кибербезопасность куда удобнее, чем признавать свои ошибки или некомпетентность. Вспомним хотя бы заявления разведки РК о том, что после гибели корвета «Чхонан» северокорейские хакеры, оказывается, массово похищали логины добропорядочных студентов и домохозяек и писали от их имени критику официальной правительственной версии трагедии.

Теперь перейдем к техническим вопросам. Утверждается, что было выявлено сходство между методами и средствами, которые использовали хакеры при атаке на сайт Sony Pictures, и инструментами, примененными хакерами в прошлом году в ходе атаки на южнокорейские банки и СМИ. Более того, оказывается, что и там, и здесь хакерская группировка использовала изображение черепа или скелета. Правда, черепа и скелеты были нарисованы в совсем разной стилистике, не говоря уже о том, что череп и кости являются слишком распространенным символом, чтобы при каждом их изображении искать северокорейский след. Это же касается и разговоров о техническом сходстве. Если проанализировать особенности атаки, то похожие приемы (точнее, типы программного обеспечения) можно найти не только в атаках на южнокорейские сайты, но и в иных атаках, не имеющих к Северной Корее никакого отношения – например, при атаке на саудовскую компанию Saudi Aramco. Более того, исходный код этих программ уже достаточно давно находится в открытом доступе, в связи с чем любой киберпреступник мог внести в него свои модификации и представить в виде нового вредоносного ПО. Что же до IP-адресов, которые ранее якобы использовались КНДР в преступных целях, то все адреса ведут на открытые прокси-серверы, расположенные в различных государствах. Кстати, и в данном случае нападение направлялось через Тайвань.

Но даже отмечая этот факт, ангажированные специалисты все равно смотрят в сторону Пхеньяна, а некоторые даже заявляли о корейской раскладке клавиатуры, которой будто бы пользовались хакеры, или о том, что их плохой английский был бы характерен для корейского пользователя. А что трафик идет через Китай, так это только доказывает, что северокорейцы действуют, маскируясь под китайских киберпреступников.

Впрочем, стрелки уже начали пытаться переводить на других. По данным источника телеканала Foxnews, хакерская программа выполнена на очень высоком уровне и соответствует уровню развития технологий Ирана, Китая и России, но не КНДР. А на фоне очередного обострения ситуации на Украине компания Taia Global, занимающаяся вопросами информационной безопасности, пришла к выводу, что послания хакеров, скорее всего, были написаны человеком, для которого родным языком является русский.

Подводя итоги. По-видимости, атака была осуществлена не КНДР, а насколько эти атаковавшие могли сочувствовать Северной Корее, быть с ней идеологически связанными или просто «по приколу» назваться таковыми, предположения могут разниться.

Так или иначе, «в ответ на атаку неизвестно кого Соединенные Штаты нанесли удар куда-нибудь». Как заявил представитель Белого дома Джош Эрнест, США рассматривает кибератаки против компании Sony Pictures как угрозу национальной безопасности страны. Представитель ФБР высказался в том же стиле: «Действия КНДР были направлены на то, чтобы нанести значительный урон компании в США и праву американских граждан на самовыражение. Эти акты запугивания выходят за рамки приемлемого поведения государства. Мы глубоко озабочены разрушительным характером этой атаки на компанию и рядовых граждан, работающих в ней».

Госсекретарь США Джон Керри тоже осудил кибератаку на Sony Pictures Entertainment и «неприемлемые угрозы в адрес (компаний-операторов) кинотеатров и зрителей». «Мы глубоко озабочены разрушительным характером этой спонсированной государством кибератаки на коммерческое предприятие и его персонал в США».

Президент США разразился пафосной речью про возмездие и пропорциональный ответ. Барак Обама заверил, что правительство Соединенных Штатов отнеслось к делу со всей серьезностью, и уже вскоре будут предприняты ответные меры, после чего (хотя на самом деле непонятно, по этой или по иной причине) в Северной Корее сутки не работал интернет.

19 декабря The Wall Street Journal со ссылкой на источник в Белом доме сообщил, что США рассматривают возможность возвращения КНДР в список государств-спонсоров терроризма. Несмотря на то, что это внесение (если и случится) будет иметь символический характер (КНДР и без того под таким количеством санкций, что эти не сильно что-то изменят), важно возвращение навешенного ярлыка: режим Ким Чен Ына покровительствует террористам.

21 декабря, правда, Барак Обама заявил, что взлом расценивается им как преступление, но не как акт войны, однако с этим согласны не все. Сенатор-республиканец Джон МакКейн считает, что взлом Sony был демонстрацией нового вида кибероружия, а представитель Республиканской партии и глава Комитета разведки Палаты представителей США Майк Роджерс заявил, что Обама отреагировал на инцидент слишком поздно.

Одновременно администрация Соединенных Штатов попросила Китай помочь заблокировать «возможности КНДР проводить кибератаки», благо электронные коммуникации Северной Кореи находятся под контролем КНР, однако китайские власти пока не дали ответа на просьбу, поскольку за последний год США и КНР многократно обвиняли друг друга в компьютерном шпионаже.

Северокорейские власти обвинили Соединенные Штаты в перебоях в работе интернета и разразились в ответ серией не менее пафосных высказываний, выполненных в неповторимой стилистике, похожей на стиль Советского Союза конца 1930-х – начала 1950-х годов. Дошло даже до сравнения президента США с безрассудной обезьяной из тропического леса.

21 декабря Государственный комитет обороны КНДР потребовал от США «принести извинения народам мира, в том числе корейскому, за совершенные против них злодеяния», подчеркнув, что «этот реакционный фильм, оскорбляющий достоинство высшего руководства КНДР и проповедующий терроризм», был снят «не без участия администрации США», которая «несет главную ответственность за агрессии и вмешательство во внутренние дела суверенных государств, является главным в мире нарушителем прав человека». ГКО заявил, что «армия и народ КНДР готовы к конфронтации с Соединенными Штатами на всех фронтах, включая киберпространство». «Наша страна примет самые жесткие контрмеры в отношении Белого дома, Пентагона и материковой части США, которые являются выгребной ямой терроризма».

Япония и Южная Корея осудили взлом Sony Pictures и заявили о готовность сотрудничать с Вашингтоном в борьбе с кибер-преступностью. Однако представитель Японии отметил, что страна поддерживает стремление США найти виновных в кибератаках, но не готова обсуждать вопрос включения КНДР в список государств-спонсоров терроризма.

Китай занял иную позицию. Одна из ведущих газет осудила «Интервью», назвав «комедию, сотканную вокруг вымышленного заговора», «бессмысленной и высокомерной». 23 декабря КНР устами пресс-секретаря МИД Хуа Чуньин призвала США и КНДР к диалогу, одновременно жестко опровергнув слухи о возможной причастности Китая к хакерской атаке.

Российский МИД также присоединился к осуждению. Как заявил официальный представитель МИД РФ А. Лукашевич, «сама идея фильма настолько агрессивна и скандальна, что реакция северокорейской стороны (да и не только ее) совершенно понятна». Очередной этап эскалации напряженности в отношениях между Соединенными Штатами и КНДР МИД РФ воспринимает с озабоченностью: «угрозы мести и призывы к другим странам осудить КНДР представляются нам абсолютно контрпродуктивными и опасными, поскольку лишь добавляют к и без того сложной обстановке на Корейском полуострове элемент напряженности и способны привести к дальнейшей эскалации конфликта. Это абсолютно не отвечает ничьим интересам, а, тем более, интересам обеспечения региональной безопасности».

В завершение о российском прокате «Интервью». Как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на пиар-директора российского представительства компании Sony Pictures Entertainment Наталью Шталеву, премьера фильма, намеченная на 29 января, перенесена, но не отменена окончательно.

17 декабря генеральный директор компании Walt Disney Studios Sony Pictures Releases Антон Сиренко сообщил «Интерфаксу», что фильм «Интервью» выйдет на российские экраны 29 января. Однако уже на другой день компания известила, что выход фильма в российский прокат переносится на неопределенный срок.

25 декабря высказалось посольство КНДР в Москве: «Фильм представляет собой весьма опасную кинопродукцию, которая оправдывает и поощряет терроризм. Этот фильм также пронизан антипропагандой о подлых и злостных приемах покушения на главу достойного суверенного государства».

Бывший министр культуры, а ныне специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой тоже выступил против выхода фильма в российский прокат: у России с Северной Кореей «есть определенные исторические отношения», и отметил, что у соотечественников «нет традиции оскорблять чужого президента». «Своих руководителей, как показывает практика, мы не жалеем и не щадим. По отношению к другим соблюдаем тактичность — и это правильно. И вообще мне кажется, что в искусстве, тем более если речь идет о политических темах, необходимо проявлять деликатность и сверять меру ответственности с тем, что делаешь, с жизнью».

В общем, конфликт имеет шанс разрастись, поскольку с точки зрения определенных сил Северная Корея всегда во всем виновата. Автора же эта история заставляет задаться такими вопросами:

Либо северокорейско-американские отношения обострились настолько, что в ход пошли приемы, более подходящие для пропаганды военного времени. И это может служить косвенным признаком того, что демонизация Пхеньяна вошла в решающую фазу в преддверии грядущего вторжения. Похоже, в Северной Корее воспринимают ситуацию именно так.

Либо речь идет об определенном сдвиге нормы, когда подобный уровень «идеологической диверсии» превращается из моветона в повседневную практику.

А еще скандал вокруг фильма отчего-то напоминает некоторые российские скандальные перформансы последних лет, которые проходили по примерно такой схеме. Вначале группа представителей креативного класса берет деньги на некий арт-проект, скандально задевающий ту или иную «духовную скрепу». Большая часть этих денег разворовывается, меньшая тратится на агрессивную рекламу с тем, чтобы ревнители благочестия точно устроили бы по этому поводу шумную кампанию протестов и угроз. После чего организаторы перформанса разводят руками, и мероприятие отменяется «из-за внешнего давления и намеков на использование административного ресурса». Не забудем, что вообще-то кинокартина должна была выйти еще в октябре 2014 г., а взломанная переписка показала, что и авторы проекта не самого лучшего мнения о том, что у них получилось.

Вот такая получается история с политическим подтекстом и, возможно, с далеко идущими последствиями. Впрочем, автору хочется надеяться, что все закончится хорошо, пусть и не по всем правилам штампованной голливудской комедии.

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».