EN|FR|RU
Социальные сети:

Трагедия в Бхопале – тридцать лет спустя

Наталия Рогожина, 30 декабря

3007680320_dec31d3eed_oТридцатилетняя годовщина страшной трагедии в Бхопале не прошла не замеченной в Индии. Члены парламента почтили память погибших в этой самой крупной в истории страны промышленной аварии минутой молчания. А в центре Бхопала на траурный митинг собрались тысячи людей, чтобы не только отдать дань памяти жертвам катастрофы декабря 1984 года, но и признать к ответственности ее виновников. Несмотря на формальное решение этой проблемы, у пострадавших в этой аварии остаются много вопросов как к американской компании Dow Chemica, приобретшей виновника трагедии – транснациональную компанию Union Carbide Corporation, так и к индийским властям. Их требования можно свести к следующему: увеличить объем компенсаций, повысить качество предоставляемых медицинских услуг, призвать к ответственности виновных.

Выброс ядовитого газа (до сих пор так и не известен его состав) на заводе по производству пестицидов, контрольным пакетом акций которого владела в то время Union Carbide Corporation, вызвал молниеносную смерть 4 тыс. человек, еще 15 тыс. человек, согласно официальным данным, погибли от отравления смертельным парами в последующие несколько лет. В общей сложности количество жертв катастрофы достигло 500 тыс. человек. И их число только возрастает, поскольку последствия взрыва на химическом заводе все еще сказываются на здоровье населения, в первую очередь, новорожденных. Отмечаются частые случаи врожденной умственной отсталости, физических дефектов у детей, чьи родители дышали ядовитым газом и пили отравленную воду. В городе резко возрос уровень заболевания раком. В недавно изданной индийским Центром науки и экологии (Centre for Science and the Environment) книге «Бхопал – газовая трагедия тридцать лет спустя» говорится о том, что до сих отсутствуют проверенные данные о реальном числе пострадавших в катастрофе.

Авария в Бхопале стала хрестоматийным примером использования ТНК двойных стандартов в развивающихся странах. И хотя руководство компании Union Carbide Corporation оправдывало свою причастность к экологической катастрофе «саботажем» со стороны «недовольного» персонала предприятия, однако факты говорят о том, что в первую очередь не соблюдались нормы техники безопасности. Конечно, можно говорить, что вины компании в этом нет, поскольку в Индии к тому времени не существовали законы, регламентирующие экологическую деятельность вредных производств. Но соответствующие нормативы были приняты в США. Это и дает повод для обвинения иностранного капитала, действующего в развивающихся странах, в проведении политики двойных стандартов. Салиль Шетти (Salil Shetty), генеральный секретарь Amnesty International, считает, что если бы трагедия подобного рода произошла на индийском предприятии, расположенном на территории США, то реакция американских властей была бы однозначно жесткой. Достаточно вспомнить, как повели себя США в отношении компании BP, ответственной за разлив нефти в Мексиканском заливе.

Достигнутое соглашение между компанией Union Carbide Corporation и индийскими властями должно было, по их мнению, разрешить конфликт интересов. Компания признала свою долю ответственности за аварию и в 1989 году выплатило индийскому правительству в виде компенсации 470 млн. долл. – примерно 2,200 долл. каждой семье погибшего и 550 долл. – семье пострадавшего. И после этого «умыла руки», посчитав, что полностью исполнила свой социальный долг. Жители Бхопала, которые до сих пор не оправились от постигшей их страшной трагедии, считают это соглашение «оскорбительным» для себя.

Варрену Андерсену (Warren Anderson), бывшему главе корпорации, удавалось вплоть до смерти в сентябре 2014 года в возрасте 92 лет уклониться от неустанно предпринимаемых властями Индии попыток привлечь его к уголовной ответственности за убийство людей. В свою очередь индийским судом в 2010 году были предъявлены обвинения в халатности 8 индийским управляющим корпорации более низкого ранга (один к тому времени уже умер). И хотя они были приговорены к двум годам тюремного заключения, однако были освобождёны из зала суда на поруки. Компания DowChemical, которая купила Union Carbide в 2001, отказывается нести какую-либо ответственность за ее прошлые «деяния» и считает, что единственным ответчиком по всем спорным вопросам в настоящее время является правительство штата Мадхья-Прадеш, столицей которого является Бхопал.

То, что виновные в трагедии не понесли в полной мере наказание, вызывает возмущение индийской общественности. И в объект ее критики попадает не только американская компания, но и индийские власти, которые признаются также ответственными за трагедию. Не меньшая вина за гибель людей лежит на местной администрации, которая не контролировала исполнение норм трудовой и экологической безопасности на предприятии и деятельность американской компании. Она была в курсе возникающих на предприятии проблем с производственной безопасностью, но отказывалась их ставить перед руководством компании, опасаясь осложнения отношений с крупнейшим в городе работодателем. Большое же число жертв аварии связано с тем, что мигрантам из сельской местности, которые составляли основную массу дешевой рабочей силы, используемой на заводе, позволяли селиться лишь в непосредственной близости от опасного объекта, где цена на землю была низкой.

Сейчас, когда отсутствуют законные основания для привлечения к ответственности американскую компанию, разрешением спорных вопросов вынуждена заниматься индийская власть. Например, по-прежнему остро стоит проблема выплаты компенсации пострадавшим. Однако их призывы к местной администрации оказать им финансовую помощь не встречают у нее ответной положительной реакции. Наоборот, их обвиняют в жадности. И только после проведения ими в ноябре 2014 года в Нью-Дели голодной забастовки Анант Кумар (Ananth Kumar), министр химической промышленности Индии, вынужден был объявить о готовности индийских властей предоставить дополнительную финансовую помощь жертвам катастрофы. Однако их реальное число до сих пор неизвестно.

Хотя после взрыва завод был закрыт, однако местность, прилегающая к нему, по-прежнему представляет угрозу для проживающих поблизости людей. Не убранные с территории завода 350 т вредных отходов являются источником загрязнения почвы и грунтовых вод. Жители Бхопала требуют от властей проведения неотложных мер по дезактивации территории. Однако до сих пор так и не прояснен вопрос, кто должен взять на себя затраты по ее очистке – американская сторона или индийская.

Некоторые правозащитники возлагают надежду на то, что во время предстоящего визита Б. Обамы в Индию в январе 2014 года премьер-министр страны Н. Моди воспользуется дипломатической возможностью для привлечения американской стороны к участию в преодолении экологических последствий аварии в Бхопале. По мнению Салиля Шетти (Salil Shetty), подобного рода соглашение отвечает интересам реализации провозглашенной Н. Моди программы «Чистая Индия».

А что касается США, то они смогут продемонстрировать свою готовность защищать права человека вне зависимости от того, идет ли речь о бедной мусульманской женщине из Бхопала, или же о гражданине США.

Наталья Рогожина, доктор политических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».