EN|FR|RU
Социальные сети:

Отпущенные КНДР граждане США: неприятная правда

Константин Асмолов, 09 декабря

4664322На фоне истерики вокруг проблемы прав человека в КНДР новость о том, что ужасный тоталитарный режим освободил трех осужденных граждан США (46-летнего Кеннета Пэ, 24-летнего Мэтью Тодда Миллера и 56-летнего Джеффри Фоула), породила целую серию неадекватных комментариев и вопросов типа «Будет ли и дальше Северная Корея брать заложников, чтобы выторговать себе что-нибудь еще?» Между тем, это довольно поучительная история с точки зрения не только того, как повел себя Пхеньян, но и того, как подавалось в прессе задержание этих американцев, и какой оказалась правда.

Во всех трех случаях нам рассказывали о том, что «тоталитарный режим КНДР схватил и приговорил к тюремным срокам людей, которые совершили сущую мелочь: Кеннет Пэ во время посещения детского дома сделал несколько компрометирующих фотографий, иллюстрирующих, в каких ужасных условиях живут дети; Мэтью Миллер хотел получить на Севере политическое убежище, а получил шесть лет; Джеффри Фаул случайно забыл в туалете Морского клуба карманную библию, а ему приписали ведение религиозной пропаганды».

Мэтью Миллер был задержан 10 апреля 2014 года после того, как разорвал въездную визу при прохождении формальностей в пхеньянском международном аэропорту. В ходе следствия выяснилось, что он сам спровоцировал задержание, чтобы «оказаться в тюрьме, изучить ситуацию с правами человека, а затем прославиться на весь мир». 14 сентября Миллер был приговорен к шести годам принудительных работ.

Дж. Фоул въехал в КНДР 29 апреля 2014 г, но был задержан через несколько дней. Как выяснилось, он оставил в ресторане клуба в Чхонджине Библию, в которой были указаны его инициалы и номер телефона. Это было воспринято властями Севера как незаконная пропаганда христианства, особенно с учетом того, что инцидент произошел в день рождения Ким Чен Ира.

Кеннет Пэ (корейское имя Пэ Чжун Хо) был задержан за «антигосударственную деятельность» 3 ноября 2012 года в городе Расон на северо-востоке КНДР, куда прибыл в качестве туриста, причем сообщившие об этом представители Госдепартамента США воздержались от комментариев «в связи с правом на неприкосновенность личной жизни». Однако правда стала быстро всплывать: вначале в СМИ РК появились слухи о том, что туристические группы, организацией которых занимался Пэ, использовались как прикрытие для передачи информации, ибо в багаже, принадлежавшем туристам из его группы, был обнаружен жесткий диск компьютера. Затем стало известно, что деятельность Кеннета Пэ была не столько туристической, сколько миссионерской, после чего сайт турфирмы и целый ряд иных материалов, имеющих отношение к Кеннету Пэ, были оперативно удалены из сети коллегами арестованного.

27 апреля 2012 года северокорейское информационное агентство ЦТАК сообщило, что Кеннет Пэ предстанет перед судом по обвинению в попытке государственного переворота. Находясь в стране как тайный миссионер, он ввозил в Северную Корею не только собственно религиозную литературу, но и антисеверокорейские пропагандистские материалы, а также пытался налаживать контакты с «христианским подпольем» с целью организации заговора и свержения режима.

В итоге Кеннет Пэ получил 15 лет спецлагерей, где восемь часов в день шесть дней в неделю занимался тяжелым физическим трудом, отсидел 2 года и за это время даже встречался с матерью Пэ Мён Хи, которая на пять дней прилетела в КНДР, чтобы встретиться с сыном. Также он минимум однажды общался с западными репортерами и заявил, что совершил «серьезное преступление», отметив, что северокорейские власти не причинили ему вреда в заключении.

Несмотря на это 15 сентября, день спустя после приговора Миллеру, представитель Госдепартамента США Мари Харф заявила, что обвинения, которые северокорейские власти выдвинули Мэтью Миллеру, Джеффри Фоулу и Пэ Чжун Хо, не являются причиной для задержания или заключения под стражу ни в США, ни в других странах. Север удерживает граждан США в политических целях, хотя полностью это отрицает.

Большие тюремные сроки могут показаться странными и даже возмутительными, но они не менее странны и возмутительны, чем, скажем, до сих пор существующее в Южной Корее наказание за супружескую измену или возможность получить там 7 лет за групповое исполнение северокорейских песен согласно Закону о национальной безопасности. Еще можно вспомнить жесткое антинаркотическое законодательство ряда стран, когда приехавший, скажем, в Сингапур из Голландии турист, забывший выложить из кармана пакетик марихуаны, может получить за него большой тюремный срок или даже смертную казнь. Верховный суд КНДР вынес приговоры на основе действующего в стране уголовного кодекса, и с этой точки зрения его решение не противоречит общепризнанным юридическим нормам.

1 сентября 2014 г. трое американцев дали интервью телекомпании CNN и обратились к правительству США с просьбой принять более активные меры по их освобождению. Это было воспринято как сигнал, а 24 сентября директор Ассоциации по изучению прав человека Академии общественных наук КНДР Хон Чхоль Хва заявил в интервью ИТАР-ТАСС, что осужденные американцы могут быть отпущены на свободу в рамках амнистии. 21 октября 2014 г. был освобожден Джеффри Фоул. Затем, 11 ноября отпустили Мэтью Миллера и Кеннета Пэ.

И все бы ничего, если бы не «вернувшиеся из северокорейского плена» граждане США не стали бы в своих интервью немедленно «резать правду-матку», которая сильно отличалась от жалостливых рассказов в стиле «Рафик совсем невиновный». Фоул практически сразу же признался, что да, он действительно вел религиозную пропаганду и забыл библию вовсе не случайно. Точнее, намеренно оставил так, чтобы ее могли подобрать, желая способствовать этим распространению христианства в КНДР. Да, он знал, что это запрещено, но решил таким образом распространить веру. Доказательства этого (библия была такого размера, что не влезала в карман и была специально положена на видное место) всплыли и во время суда над американцем, но в данном случае нам важно признание самого американца.

Мэтью Миллер также поведал о своих планах в интервью сайту NK News. Оказывается, он с самого начала хотел быть арестованным и спланировал это для того, чтобы «поближе узнать северокорейский народ». Именно поэтому он пытался вручать северянам заведомо ложную информацию (записи, которые он сделал в своем ноутбуке, включая схемы вывода американских войск из Южной Кореи и доступ к файлам американской военной базы), а на суде не предпринимал никаких попыток оправдаться. Как рассказал Миллер, власти Северной Кореи настаивали на том, чтобы он покинул страну, но он отказался и был задержан. «Моим главным опасением было то, что меня не арестуют по прибытии», — сказал он. — «Они хотели, чтобы я покинул страну. Первое, что они сказали, что хотели бы, чтобы я улетел ближайшим рейсом. Но я отказался и остался».

Да, можно делать выводы относительно рисунка его личности (неслучайно некоторые эксперты называли его малохольным или мазохистом), но нам сейчас важно то, что Миллер намеренно искал геростратовой славы, напрашиваясь на соответствующее обращение, — и напросился.

Кеннет Пэ публичных заявлений не делал, потому что на широко освещавшемся процессе его вина была доказана слишком хорошо и исчерпывающе. О попытках южнокорейских протестантских сект создать впечатление о том, что в Северной Корее существует «христианское сопротивление», которое остро нуждается в международной поддержке, мы писали ни раз (см. здесь и здесь). Данное дело не особенно выделялось из нескольких инцидентов такого рода, благо таких миссионеров, которые при этом не гнушаются шпионской или даже диверсионной деятельности, периодически задерживают не только в КНДР, но и в соседнем Китае, с территории которого они пытаются туда проникать.

И можно обратить внимание, что, несмотря на приговор в 15 лет лагерей, известно, что Кеннет Пэ получал качественную медицинскую помощь, когда ухудшилось его здоровье, и более того, ему разрешили встретиться с пожилой матерью, которая для этого специально ездила в Пхеньян, несмотря на отсутствие между США и КНДР дипломатических отношений. Согласитесь, это несколько неожиданно для тех, кто привык воспринимать правоохранительную систему КНДР по страшилкам наподобие «побега из лагеря 14».

Разбит оказался и миф о том, что Северная Корея «берет заложников». Хотя освобождение американцев связывают с визитом в КНДР руководителя американской разведки Дж. Клаппера, нам неизвестно о каких бы то ни было соглашениях между двумя странами, которые можно было бы воспринять как «расплату за жизни граждан США». Не было даже дополнительных поставок гуманитарной помощи. Более того, представители Вашингтона однозначно заявили, что освобождение американских граждан никак не изменит американскую политику в отношении КНДР, в том числе и в правозащитном вопросе.

Для того чтобы Вашингтон извинялся перед Пхеньяном, также нет никаких оснований. Об этом заявила представитель Госдепартамента США Джен Псаки, комментируя высказывание профессора Академии общественных наук КНДР Сок Чхоль Вона, который в интервью «Associated Press» заявил, что для освобождения своих граждан США должны принести Пхеньяну официальные извинения, а освобождение гражданина США Джеффри Фоула стало ответом на «неоднократные просьбы со стороны президента Барака Обамы».

На месте международного сообщества я бы задумался. Ведь получается, что освобождение трех американцев является не столько следствием настойчивых усилий США по освобождению невиновных, сколько проявлением гуманности со стороны КНДР.

Более того, эта гуманность не вписывается в раздутый образ нарушителя прав человека, — все трое осужденных на самом деле получили свой срок за дело. Следовательно, их освобождение в определенной мере является нарушением северокорейских законов и шагом, сделанным навстречу внешнему миру из политических соображений. Очень хочется, чтобы аудитория запомнила этот момент, когда ей опять будут рассказывать про «авторитарный режим, не подчиняющийся требованиям международного сообщества и хватающий кого попало за что-нибудь».

Константин Асмолов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».