18 ноября 2014 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ объявил о роспуске нижней палаты парламента и проведении процедуры досрочного избрания её нового состава. Перевыборы назначены на 14 декабря, то есть до конца текущего года, поскольку в течение уже первых трёх месяцев очередной сессии 2015 г. потребуется провести сложную работу по принятию бюджета страны на следующий финансовый год, отсчитываемый в Японии с 1 апреля.
Указанным решением С. Абэ внешне почти полностью воспроизводится ситуация второй половины 2012 г., когда также за два месяца до конца календарного года была распущена нижняя палата и были проведены досрочные выборы. Их главным итогом явилась триумфальная победа ныне правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) во главе с С. Абэ, который и занял пост премьер-министра страны.
Однако мотивация решений о проведении досрочных парламентских выборов конца 2014 и 2012 гг. не имеют между собой ничего общего. Два года назад речь фактически шла о восстановлении работоспособности всей властной системы страны. Ибо конкуренция двух основных партий, ЛДП и Демократической партии (ДП), создала ситуацию “скрученного парламента”, через который невозможно было провести давно назревшие законодательные акты, прежде всего, в области экономики.
Но и во внешнеполитической сфере неустойчивость властной системы страны (с 2006 по 2012 гг. сменилось шесть премьер-министров) являлась для основных японских партнёров (прежде всего, США) источником неуверенности в надёжности исполнения тех или иных двусторонних мероприятий.
Два года назад работоспособность парламента и дееспособность властной системы в целом была восстановлена в два этапа: упоминавшимися внеочередными выборами в нижнюю и, через полгода (в июле 2013 г.), очередными промежуточными в верхнюю палаты парламента Японии. С тех пор, вместе с “младшим партнёром” по парламентской коалиции партией Комейто, ЛДП безраздельно властвует в обеих палатах.
Спрашивается, “чего же не хватает” сегодня ЛДП и премьер-министру С. Абэ? Ответ прост – публично выраженной поддержки населения будущим действиям правительства и правящей парламентской коалиции в крайне не простой и рискованной ситуации в области налоговой политики.
Речь идёт о проблеме реализации второго этапа процесса увеличения вдвое налога с продаж (с 5% до 10%), закон о котором был принят ещё летом 2012 г., но первый этап повышения (с 5% до 8%) был проведен только в апреле 2014 г.
Указанное мероприятие рассматривается в качестве важнейшего средства снижения масштабов правительственных заимствований в процессе наполнения государственного бюджета. Этими заимствованиями объясняется гигантский государственный долг Японии, который давно перешёл планку в 200% годового ВВП страны, что в разы превышает госдолг США или Германии.
Важно, однако, отметить, что, в силу сохраняющегося в определённой мере “корпоративного” устройства государственности Японии, её правительство задолжало собственным гражданам, претензии которых к правящему истеблишменту обусловлены сомнениями в эффективности использования средств, “предоставляемых в займы”. Речь идёт именно об эффективности, но никак не о коррупции.
Подобные сомнения стали возникать и относительно необходимости второго этапа повышения налога с продаж в намеченный ранее срок к октябрю 2015 г., поскольку затянулся “послетравматический” процесс восстановления японской экономики, вызванный первым этапом. Снижение покупательной способности населения спровоцировало более глубокое падение ВВП во втором квартале, чем было “запрограммировано”.
Однако само принятие в 2012 г. закона об удвоении налога с продаж носило консенсусный характер правящей тогда ДП с находившейся до конца того же года в оппозиции ЛДП. Причём, инициатором этого закона давно выступала именно “правая” ЛДП, а согласие на его поддержку для правящей “лево-центристской” ДП имело серьёзные последствия, приведшие к её расколу.
Предлагая сегодня оттянуть на более поздний срок (видимо, до 2017 г.) реализацию второго этапа этого мероприятия, правящая коалиция нарушает достигнутый ранее консенсус и хочет “получить добро” на данное нарушение уже от нового состава парламента.
Решение С. Абэ о досрочных выборах было встречено без энтузиазма не только оппозицией, но и собственной ЛДП, поскольку многие члены парламента занимали свои места только половину отведенного конституцией срока. Что касается прогнозных оценок итогов будущих выборов, то речь может идти только об уровне потерь, которые понесёт правящая коалиция.
Ибо, несмотря на первоначальные положительные последствия комплекса мер, предпринятых С. Абэ, получивших название “абэномика”, ряд привходящих факторов (прежде всего, необходимость закупок на внешних рынках больших объёмов углеводородов) способствовали замедлению темпов наметившегося в 2013 г. экономического роста.
Это не может не провоцировать снижение той популярности ЛДП и её лидера С. Абэ, которые наблюдались в первый год их нахождения у власти. Естественно, что (гипотетическое) сколько-нибудь радикальное переформатирование властных структур одной из ведущих держав АТР не может не отразится на политической ситуации в регионе.
Не прибавят настроения ЛДП также итоги прошедших 16 ноября губернаторских выборов в префектуре “Окинава”. Поддержанный правящей партией кандидат потерпел тяжёлое поражение в борьбе с Такэси Онага, за которого выступали Коммунистическая и Социал-демократическая партии Японии. Следует, однако, отметить, что окинавцы всегда отличались определённой “строптивостью” по отношению к центральному правительству. Тем не менее одним из неприятных следствий этих выборов станут неизбежные имиджевые потери ЛДП, что для неё совсем некстати накануне всеобщих парламентских выборов.
Другим важным и тоже негативным для правительства С. Абэ следствием выборов на Окинаве является актуализация давней “болячки” в японо-американских отношениях, обусловленной проблемой переноса военно-воздушной базы США “Футенма”, которая располагается в самом центре города Гинован.
Т. Онага является категорическим противником реализации согласованного американо-японского плана, согласно которому база удаляется из г. Гинован, но переносится в другой район острова Окинава. Собственно, жёсткая позиция по удалению базы вообще за пределы острова и обеспечила Т. Онага победу на губернаторских выборах.
Впрочем, руководство ЛДП уже заявило, что продолжит попытки реализовать упомянутый план, несмотря на итоги этих выборов.
Владимир Терехов, эксперт по проблемам Азиатско-Тихоокеанского региона, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».