В конце сентября — начале октября 2014 г. в пакистанских СМИ появились противоречивые сообщения о присоединении отдельных отрядов Движения Талибан Пакистана (ДТП) к боевикам «Исламского государства».
Реакция общества была неоднозначной. Например, Совет улемов Пакистана (СУП) Ulema Council поспешил назвать «Исламское государство Ирака и Леванта» антиисламским. Подчеркивая, что убийство невинных людей является противоречием учению ислама, СУП обратился к молодежи с призывом не вступать в экстремистские организации, так как ИГИЛ несет насилие. Улемы придерживаются позиции, что только диалог является решением всех проблем (включая межконфессиональные), утверждая, что в исламе нет места для экстремизма и терроризма, и ни одна группа или лицо не может быть наделена полномочиями убивать невинных людей.
Позиция ДТП прояснилась несколько позже. Первоначально 4 октября 2014 г. ДТП «поддержало всех исламистских боевиков, воюющих в Сирии и Ираке против западных интересов». Но уже в заявлении от 6 октября 2014 г. пресс-служба ДТП четко разъяснила свою позицию, что «…мы не поддерживаем какие-либо конкретные группировки в Сирии или Ираке; все группы уважаемы, и они наши братья». ДТП не планирует на сегодняшний день присоединяться к ИГ.
В настоящее время в среде боевиков, базирующихся в Пакистане, налицо процесс дальнейшего размежевания по этническому принципу. Очередным толчком послужила военная операция в агентстве Северный Вазиристан (СВ) в зоне пуштунских племен на границе с Афганистаном (официально наступление началось 15 июня 2014 г.). Задача ставилась, по заявлению пресс-службы Ставки армии, как уничтожение иностранных боевиков, обосновавшихся на территории страны. В результате успешных действий федеральной армии, к середине сентября 2014 г. до 90 процентов территории зоны племен было освобождено от террористов, уничтожена большая часть их мест укрытий, базы, тренировочные лагеря, военная инфраструктура и т.д. Многие из них погибли, были, схвачены, некоторым удалось бежать через границу в соседний Афганистан.
Идеологической основой совместных (пакистанских талибов и иностранных боевиков) терактов и боевых действий была вооруженная борьба против «неверных», оккупировавших земли мусульман. С течением времени стали проявляться разногласия между местными повстанцами из зоны пуштунских племен и иностранными боевиками, в частности узбеками.
Боевики ДТП – в основном этнические пуштуны, родом из агентств Территории племен федерального управления (ТПФУ). Основная их миссия – защищать родовые земли от набегов других племен. Начало антитеррористической кампании США/НАТО в Афганистане в сентябре 2001 г. породило новый вызов для пуштунов зоны племен. Федеральная армия Пакистана неоднократно вторгалась в районы ТПФУ(2002 – 2005 гг.) с целью ликвидации иностранных боевиков и местных повстанцев. Последние поддерживали афганских талибов, последователей муллы Омара, эмира Исламского эмирата Афганистан (1996 – 2001 гг.), бежавшего на территорию Пакистана (провинция Белуджистан) после ввода американских и британских войск в Афганистан в сентябре 2001 г.
Пакистанские талибы до настоящего времени продолжают следовать указаниям идейного лидера афганских талибов муллы Омара. В свою очередь он близок некоторым из самых высокопоставленных руководителей Аль-Каиды. Приверженность мулле Омару вновь подтвердили и панджабские талибы. Часть боевиков из внутренних районов Пакистана отказалась от подрывных действий.
Иное дело с иностранными боевиками, в частности из Исламского движения Узбекистана (ИДУ). Война для них – образ жизни, бизнес на крови. ИДУ, созданное в конце 1990-х годов прошлого века, географически базировалось как на территории Афганистана, так и в зоне пуштунских племен Пакистана. Узбекские боевики прошли через годы терактов, боестолкновений с пакистанской армией. ИДУ представляет собой несколько «летучих» отрядов.
В сентябре 2014 г. в результате военной операции армии Пакистана в СВ, боевики ИДУ, лишившись привычных мест укрытий, взяли курс по двум направлениям: трансграничные переходы в Афганистан, далее в государства Центральной Азии (Туркмению и Таджикистан), второе – Ближний Восток.
Узбекские боевики, сторонники Аль-Каиды, поддержали боевиков «Исламского государства», контролирующих значительные территории в Сирии и Ираке. Усман Гази Usman Gazi, один из лидеров Исламского движения Узбекистана в конце сентября 2014 г. выступая «… от имени всех членов движения в соответствии со священными обязанностями», — заявил: «Мы находимся в одних рядах с «Исламским государством» в этой продолжающейся войне между Исламом и немусульманами». Он приветствовал «Исламское государство» за отказ признать государственные границы и выразил надежду, что группировка в ближайшее время возьмет под контроль Палестину и священные для мусульман города Мекку и Медину. «Исламское государство свободно от патриотической или националистической повестки дня … вы можете увидеть арабов, чеченцев, узбеков, таджиков, киргизов, русских и многих англоговорящих мусульман-моджахедов (борцов) в своих рядах», заявил Усман Гази.
Дальнейшее отделение группировок иностранных боевиков от Движения Талибан Пакистана свидетельствует о значительном сокращении численности боевиков в стране; их этнической идентичности, локализации и т.д. Ими высказывалось мнение, что потенциальный союз между афганскими / пакистанскими талибами и боевиками «Исламского государства» значительно укрепил бы боевую мощь ИГИЛ-овцев и, тем самым, расширил их влияние в регионе. Это обернулось бы очередным вызовом для США и западных держав на Ближнем Востоке.
На практике силы постепенно концентрируются вокруг двух центров: Аль-Каиды в регионе Западной Азии и боевиков Исламского государства на Ближнем Востоке. В настоящее время их цели совпадают – война против «неверных», но в разных географических районах.
Наталья Замараева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».